Как знать

11 февраля 2011    Редакция RB7    837
Фильм оценивает вопрос «Как знать?» с романтической точки зрения.

Риз Уизерспун, Оуэн Уилсон, Пол Радд и Джек Николсон играют главные роли в новой комедии КАК ЗНАТЬ, режиссером и автором сценария которой выступил Джеймс Л. Брукс. Фильм оценивает вопрос «Как знать?» с романтической точки зрения.

Всю свою жизнь, начиная с самого детства, Лиза (Уизерспун) была одержима занятием спортом. Когда ее неожиданно удаляют из команды, она теряет все, чем так дорожила в жизни. Лиза вынуждена начать жить обычной жизнью. В этой новой жизни она встречает Мэтти (Уилсон) − ключевого питчера высшей бейсбольной лиги. На деле же он оказывается самовлюбленным дамским угодником с ярко выраженным нарциссизмом и задатками кодекса чести.

Особое место в истории отводится другому мужчине. Джордж Мэдисон (Радд) – прямолинейный бизнесмен, которого связывают очень не простые взаимоотношения с его отцом, Чарльзом (Николсон). Джордж «вступает в игру», будучи обвиненным в финансовом преступлении, хотя на самом деле он не сделал ничего противозаконного. Несмотря на то, что ему грозит внушительный тюремный срок, Джордж сохраняет честь, принципиальность и неугасимый оптимизм. Может быть, именно эти качества не позволяют ему съехать с катушек.

До того, как она начала строить отношения с Мэтти, Лиза встречалась с Джорджем. Их последнее свидание стало для обоих худшим из всех возможных – ее только что вышвырнули из команды, а его только что признали виновным. Впрочем, когда земля уходит из-под ног, самое время сообразить, что у обоих было в жизни что-то удивительное и прекрасное.

О фильме

«Если бы суть фильма нужно было бы сформулировать одним вопросом, то я бы продолжила название: «Как знать, когда по-настоящему влюбишься?», − говорит Риз Уизерспун, сыгравшая главную роль в комедии Джеймса Л. Брукса КАК ЗНАТЬ.

«У каждого из нас случаются моменты, когда ты уже не можешь полагаться на то, на что полагался всю жизнь, − утверждает Брукс. − И тогда единственное, что нам остается – любовь. Тебе может казаться, что твоя жизнь – сущий ад. А потом появляется Он или Она… И, глядишь − не такой уж и ад. Именно так! Любовь – наша спасительная соломинка».

Вопрос в названии фильма − пожалуй, самый главный из тех, на которые мы все рано или поздно вынуждены отвечать. А по мере того, как меняется жизнь, как разобщаются люди, ответ на него искать становится все труднее.

В сюжетной линии фильма КАК ЗНАТЬ тесно переплетаются судьбы четырех людей. Уизерспун играет Лизу Йоргенсон – девушку, у которой жизнь рушится, как карточный домик. Роль изначально писалась для Уизерспун. «Джим мне как-то позвонил, рассказал, что готовит очередной фильм, главную роль в котором хотел бы отдать мне, и предложил встретиться − вспоминает актриса. − У меня перехватило дыхание от восторга, ведь я − большая фанатка его творчества. Когда же он мне сказал, что пишет главную роль в сценарии специально для меня, у меня просто не было слов. Никак не могла поверить, что он может расценивать меня в таком качестве».

«Мы обсудили какие-то ключевые моменты, после чего Джим начал мне присылать сценарий по частям со своими комментариями, − продолжает Уизерспун. − Мне это очень помогло. Ведь получив финальный вариант сценария, я уже фактически знала свою героиню. Мне было интересно посмотреть, куда же Джим ее заведет и чем все это закончится».

По словам Брукса, проект начался довольно тривиально. «Как-то я ехал за рулем авто мимо различных спортивных полей, на которых гоняли мячи девочки, девушки, женщины − одним словом, представительницы прекрасного пола всех возрастов, − вспоминает Брукс. − Тогда я подумал, что уже давно никто не видел спортсменку в роли главной героини. Я вообще по жизни – фанатик различных исследований, и целый год провел, собирая сведения о самых именитых спортсменках».

Продюсер считает, что эту роль могла бы сыграть только одна актриса. «Мне достаточно было оценить ее игру в фильме ПРЕСТУПИТЬ ЧЕРТУ, чтобы получить исчерпывающее представление о ее комедийных способностях, − говорит Брукс. − Риз идеально подошла бы на эту роль. Я переговорил с ней и исчез на полтора года».

«Бейсбола в фильме будет – всего минут пять, но эти минуты очень красноречиво описывают характер персонажей, − продолжает Брукс. − В своем исследовании я руководствовался правилом: если я слышал что-то в третий раз, мог с уверенностью сказать, что это – абсолютная и непреложная правда. Одной из таких истин стала та, что жизнь спортсмена сильно отличается от жизни простого смертного. У спортсменов – плотный график, им нельзя по желанию закатить вечеринку. Все свое время они посвящают тренировкам, оттачивая мастерство. Обыкновенному человеку не понять, это надо прочувствовать».

Для начала Брукс написал вступительную сцену: ключевой питчер бейсбольной лиги приглашает Лизу на свидание. «Сперва я просто хотел показать, с какого типа мужчинами встречается героиня, − объясняет Брукс. − Но, начав прописывать персонаж Оуэна Уилсона, я проникся им куда больше, чем ожидал. Поэтому я немного подправил сюжет и выделил в нем бейсболисту особое место».

«Мэтти можно описать одним словом – шалопай, − говорит о своем персонаже Оуэн Уилсон. − По началу Лиза для него – лишь очередная девчонка, с которой можно неплохо провести время. Но, пообщавшись с ней, Мэтти начинает меняться».

«Каждую минуту, которая проходит без веселого куража, Мэтти считает безвозвратно потерянной, − говорит Брукс. − Со сколькими бы женщинами он не знакомился, ни одна для него не значила ровным счетом ничего».

В том состоянии, в котором она оказывается, Лизе совсем не нужны были боевые действия на любовном фронте. Но ситуация еще более усложняется, когда девушка назначает свидание вслепую Джорджу Мэдисону − мужчине, который и сам переживает не лучшие времена. «Джордж получает письмо, подписанное «от правительства Соединенных Штатов для Джорджа Мэдисона», и выясняет, что вынужден отвечать за поступок, которого не совершал, − описывает Радд духовное состояние своего героя. − С этого момента события развиваются со скоростью горной лавины. И когда мой герой встречает Лизу, он практически достигает дна пропасти. В девушке он видит что-то особенное – то, как она с ним говорит, как справляется с трудной ситуацией… Одним словом, Джордж влюбляется в Лизу с первого взгляда. Когда я читал эти строки сценария, невольно подумал: «Отличная идея для развития сюжета! Что же может случиться с людьми, встретившимися в худший день в жизни?»» Для Брукса этот вопрос стал третьим и последним из тех, что он поднимает в сценарии.

Джек Николсон играет Чарльза, отца Джорджа. На правах олигарха Чарльз всю свою жизнь работал над двумя задачами – успех компании и благосостояние сына. На самом деле, он ставит судьбу отпрыска куда выше будущего своей империи, несмотря на то, что ни на секунду не выпускает из рук деловые вожжи.

О персонажах

Историю фильма КАК ЗНАТЬ Брукс наполнил колоритными персонажами, которым приходится сосуществовать в условиях, которых они всегда стремились избежать.

ЛИЗА

У Лизы Йоргенсон есть истинная любовь всей ее жизни – бейсбол. Она посвятила всю себя этому спорту и по праву носит титул одной из лучших женщин-бейсболистов. Как и многие другие спортсмены, у нее очень развит дух соперничества и азарт. «Вся ее жизнь зиждилась на постановке целей и их достижения, − говорит Риз Уизерспун. − Когда мы видим ее в фильме, она находится на перепутье, поскольку теряет уверенность относительно будущего своей спортивной карьеры».

На самом деле, она уже старовата для спорта – ей 31 год. Ее время проходит, и ее неумолимо выставляют из команды. «У каждого спортсмена на подкорке тлеет мысль о том, что когда-нибудь им придется коренным образом изменить свою жизнь, поскольку спортивная карьера достаточно недолговечна, − считает Уизерспун. − Но никто не готовит себя к тому, чтобы быть внезапно выброшенным за борт корабля в открытом море. Моей героине приходится перестраивать свою жизнь, не имея ни малейшего представления о том, как это сделать».

Уизерспун считает, что такую героиню мог прописать только Брукс. В ней не только учтены все детали характера, она отображает то, как Брукс понимает превратности судьбы. «У Джима совершенно нестандартное понимание абсурдности нормальной жизни, − говорит актриса. − Глядя на упрощенную, повседневную ситуацию, он может найти ее абсурдной и даже смешной – таково уж его мировидение. Кроме того, у него отлично получаются персонажи, которые вынуждены столкнуться с реальным миром. Он безошибочно находит такие моменты в жизнях людей, когда они попадают на распутье, и может найти что-то прекрасное в этих моментах».

Уизерспун ни разу не пробовала играть в бейсбол до съемок. «Готовясь к роли, ей приходилось тренироваться по два-три часа каждый день в течение месяца, − вспоминает Брукс. − Эти тренировки в результате вылились в примерно 20 секунд экранного времени, когда Риз бросает мяч. Главное было не то, как она ловит или бросает мяч (хотя некоторые из них ей действительно удавалось ловить). Главное было дать зрителю почувствовать себя частью спортивного сообщества. И Риз с этой задачей справилась».

МЭТТИ

На первый взгляд Мэтти – мечта любой девчонки. Красивый, обаятельный, смешной, спортивный, известный и богатый, но при этом он ничего не воспринимает слишком серьезно. Даже хоть сколько-нибудь серьезно. Особенно это касается его взаимоотношений с другими людьми − он не видит в этом смысла. Лиза становится для него очередной девчонкой, с которой классно потусоваться… до тех пор, пока в нее не влюбляется. «Он начинает понимать, в чем ее изюминка, и, конечно же, влюбляется», − говорит Оуэн Уилсон.

«У Мэтти не было ни единого шанса не влюбиться, − утверждает Брукс. − Но влюбляется он не так, как любой другой заправский ловелас».

Мэтти можно назвать в какой-то степени хамом, однако Брукс утверждает, что бейсболист живет по четко определенным правилам собственного кодекса. «Он никогда не врет, − объясняет Брукс. − Не лукавит, не увиливает, всегда говорит правду. У него есть собственный морально-этический кодекс, который требует, чтобы Мэтти никогда не обманывал».

В своей борьбе за сердце Лизы он готов идти до конца, и уж во всяком случае, до доступного ему предела. При этом, даже несмотря на появление конкурента в лице Джорджа, его вера в собственные силы остается непоколебимой.

«Мэтти очень мил, но он слишком беспокоится о том, что о нем думают окружающие, − говорит Уизерспун. − Для Мэтти вся жизнь – большая тусовка. Ему хочется, чтобы Лиза была частью этой тусовки и не ломала ему кайф. Он совсем не интересуется ее жизнью, в то время как Джордж искренне хочет знать о ней все. Он пытается ей помочь, хотя у самого далеко не все в порядке».

Брукса и Уилсона связывают продолжительные рабочие взаимоотношения. «Мы встретились с Оуэном, когда я продюсировал БУТЫЛОЧНУЮ РАКЕТУ, − уточняет Брукс. − Он жил на одном этаже со своими братьями, Весом Андерсоном и другими актерами. Он очень талантлив − его герою приходится становиться лидером в каждой сцене, а он сам вынужден притягивать к себе внимание. Оуэн никогда не позволял себе услышать шутку другого актера и сыграть на ней − он придумывал что-то свое. И делал это, надо сказать, превосходно. Не проходило и минуты, чтобы съемочная группа не взрывалась бы от смеха».

ДЖОРДЖ

Не в лучшее время для Лизы в ее жизни появляется человек по-настоящему с серьезными проблемами. Джордж Мэдисон не похож ни на одного из тех, с кем Лиза встречалась раньше – он странный, смешной и самое главное – он не спортсмен. Кроме того, он оказывается в самом серьезном переплете из всех, которые только можно себе представить – целью федерального расследования. Новое романтическое увлечение – последнее, на что стоит тратить время. Но с другой стороны это – единственное, что позволит ему удержаться на плаву. Он, разумеется, всерьез сомневается, что сможет по-настоящему влюбиться в таком состоянии, но обстоятельства его убеждают в обратном.

«Для моего героя события начинают развиваться с устрашающей быстротой, − говорит Пол Радд. − Его обвиняют в мошенничестве с ценными бумагами, от него уходит его подруга, его бывший помощник предупреждает его об опасности, о которой Джордж даже не догадывался. При этом он чувствует, что она еще не все ему договаривает. И вот, когда он уже ушел в омут с головой, он встречает Лизу. И неожиданно жизнь-то начинает налаживаться».

«На первом свидании Джордж настолько поглощен своими проблемами, что не может ни о чем говорить, − продолжает Радд. − Лиза просто идеально реагирует на это обстоятельство − она предлагает вообще не общаться во время трапезы. Это предложение на секунду заставляет его отвлечься от собственных скорбных мыслей. Именно в тот момент, как мне кажется, он и влюбляется».

Как может парень, чья жизнь разламывается на части соперничать с богатым, очаровательным красавцем с богатым спортивным прошлым и будущим? «Все, чем он бесспорно может гордиться – его честность и осознание того, что терять ему, по сути дела, уже нечего, − улыбается Радд. − Поэтому он слушает Лизу, а это – именно то, чего ей в тот момент отчаянно не хватает».

«Единственное, что объединяет Джорджа и Лизу, о чем они даже пока сами не догадываются – они начинают встречаться в худшие дни в жизни, − говорит Брукс. − Каждый из них стремится выбраться из той кучи, куда их заботливо засунула жизнь».

По словам Брукса, Радд применил необычный актерский прием: его герой влюбляется и забывает о неприятностях, а благодаря актерскому дарованию Радда этот процесс становится гладким и естественным. «Я искренне полагаю, что не смог бы снять фильм ЛУЧШЕ НЕ БЫВАЕТ с кем бы то ни было, кроме Джека, − признается Брукс. − Точно так же я готов признать, что не смог бы снять этот фильм с кем бы то ни было, кроме Пола. Его реакции выглядят настолько естественными − ты невольно веришь каждому его слову и жесту, веришь, что из пепла может возродиться Феникс. Веришь, что кто-то из реальных людей мог оказаться в такой же ситуации и повести себя точно так же. Это – целиком и полностью заслуга Пола. При этом каким-то одному ему понятным образом он не растерял комедийные нотки, которые должны были сопровождать сцены. Его герой получился очень реалистичным и действительно смешным».

«Эта роль дает актеру большое пространство для творчества, − говорит продюсер Лоренс Марк. − Актер должен быть смешным, эмоциональным, грустным, влюбленным, а иногда – даже немножко сумасшедшим. При этом зритель всегда должен верить в то, что данные проявления естественны. Полу удалось все перечисленное продемонстрировать своей игрой».

ЧАРЛЬЗ

Джек Николсон, играющий Чарльза, отца Джорджа, должен был сделать своего по сути несимпатичного героя уязвимым, человечным и даже привлекательным.

«В начале фильма персонаж Джека говорит Джорджу, что если бы ему пришлось выбирать между сыном и компанией, он бы выбрал компанию, несмотря на то, что это бы наверняка разбило ему сердце, − рассказывает Брукс. − При этом Чарльз остается человеком, который вырастил сына, несмотря на то, что его жена, мать Джорджа оставила их. Неужели смог бы этот человек пожертвовать сыном ради компании? Я прописал этот поворот, прописал персонаж и все еще не был уверен, действительно ли это – истинная убежденность Чарльза. Остается загадкой для зрителей (да и для него самого) − отрицательный он персонаж или положительный? Но, как мне как-то сказал Билл Херт: «Иногда все, что от тебя требуется – задать вопрос, а не подсказать ответ»».

«Он любит своего сына, но любит и себя самого, − объясняет продюсер Паула Вайнштейн. − Он понимает то, что не понимает никто больше – на его глазах могут погибнуть один или оба человека, которых он любит больше всех на земле. Чарльз оказывается в таком положении, когда он хотел бы пригнуться, чтобы увернуться от удара, но знает, что в этом случае удар придется по стоящему у него за спиной сыну. Было занятно наблюдать за тем, как в результате столь душещипательных коллизий рождается дух взаимопомощи и сопереживания».

«Я уже работал с Джеком, поэтому нет ничего удивительно, что роль я решил предложить именно ему, − говорит Брукс. − Я всегда наблюдал за его игрой с открытым ртом. И в этом фильме будут сцены, с которыми он справлялся со своей неизменной элегантностью, которую так ценят его поклонники».

 


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!