В России мало автомобилей

22 января 2010    Редакция RB7    570
В ближайшие годы наш авторынок покажет самые высокие темпы роста среди стран БРИК.

Компания The Boston Consulting Group (BCG) опубликовала итоги своего исследования автомобильных рынков развивающихся стран. По мнению авторов, здесь первенство членов БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) неоспоримо и в ближайшие годы их доля в мировых продажах достигнет 30%. При этом Россия, несмотря на то что пока отстает от других членов четверки, в ближайшие годы покажет самые высокие темпы прироста и к 2014 году обойдет Индию.

Как заявлено в исследовании BCG, выводы которого основываются на более чем 250 интервью с высшими должностными лицами ведущих автопроизводителей и поставщиков, автомобильные рынки стран БРИК предлагают исключительные возможности роста. К 2014 году их общая доля в мировых продажах составит 30%.

При этом у развивающихся стран почти незадействованный стратегический потенциал, и немногие автопроизводители готовы осуществлять глубокую локализацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также закупок, производства и продаж.

Сети продаж, к примеру, находятся почти исключительно в пределах крупных городов, а технических центров, разрабатывающих компоненты на местном уровне, нет.

При этом четыре члена БРИК различаются как по уровню развития рынка, так и по местным предпочтениям. Поэтому в BCG считают, что подход к локализации должен быть индивидуальным.

Возможный сценарий

Кризис серьезно ударил по рынкам многих стран, но для членов БРИК результаты оказались лучше на фоне других стран, тем более с таким потенциалом роста. Так, для США, Европы и Японии на период с начала 2009-го по конец 2014 года прогнозируется увеличение продаж в среднем на 2% ежегодно. А в четырех странах БРИК прирост может составить более 6% в год. В 2009 году отмечен рост на 42% в Китае. Его доля из всей четверки самая большая и будет расти дальше — с 53% в 2008 году до 61% в 2014-м. В Бразилии продажи увеличились на 11%. Ее рынок самый стабильный и, вероятно, до конца 2014 года останется вторым по объему.

Индия, где в 2009 году продажи выросли на 13%, останется третьей до конца 2013 года, а затем ее сменит Россия. Правда, пока здесь ситуация самая тяжелая — отечественный рынок просел на 48%. Но уже в текущем году ожидается стабилизация, и до конца 2014 года рынок будет расти примерно на 15% в год. И это, как ни удивительно, самый высокий показатель для БРИК.

Для сравнения: прогнозируемый ежегодный рост бразильских объемов сбыта — около 3%, китайских — 5%, а индийских — 9%.

Вызовы развивающихся рынков

В исследовании указываются и некоторые особенности рынков БРИК, а также сложности, с которыми сталкиваются автомобильные компании. Универсального автомобиля для всех стран не существует.

К примеру, российские автомобилисты предпочитают западные седаны и полноприводные вседорожные модели. Бразильцам подавай хетчбэки, китайцы любят стильные и комфортные, но доступные седаны, а индийцы выбирают сверхдешевые маленькие машины.

Кроме того, проблемой являются низкое качество поставщиков и, соответственно, ограниченные объемы поставок.

Заводы небольшие, некоторые процессы происходят в ручном, а не автоматическом режиме, экономить на производстве удается разве что в Бразилии.

Как отмечает Штефан Мауерер, соавтор исследования, пока компании стремились выходить на рынки БРИК скорее бессистемно. Для того чтобы использовать незадействованный потенциал локализации, «требуются новый управленческий подход, сочетающий стратегии, применимые для всех стран БРИК, активный обмен передовыми практиками и приспособленные к конкретным условиям каждой страны НИОКР, система закупок и продукты».

Что делать России

BCG выделяет три приоритета для локализации российского автопрома. Прежде всего это поддержка стабилизации локального спроса, к примеру благодаря программе утилизации старых машин и льготного автокредитования, и внедрение более жестких экологических норм. Предлагается сделать локализацию более привлекательной для автокомпаний и поставщиков. Сделать это можно за счет предоставления привлекательных условий партнерства между локальными и глобальными компаниями или, например, введения налоговых и таможенных поощрений для локализации. И наконец, должна быть активная реструктуризация местной автопромышленности.

Источник: GZT.RU


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!