Казна прекратила воспроизводство денег

15 июля 2009    Редакция RB7    156
На совещании в правительстве Белый дом впервые обсудил базовые параметры бюджета на 2010 год — предполагаемое состояние его доходов.

Номинальные доходы бюджета вырастут к скорректированному плану на 2009 год лишь на 5,5-6% — до 6,48 млрд руб., ниже уровня инфляции. Учитывая планы Белого дома по увеличению зарплат и пенсий и по росту инвестиционных расходов госмонополий, государственным инвестиционным расходам Минфин уготовил жесткое сокращение.

После заседания президиума правительства премьер-министр Владимир Путин провел совещание по экономическим вопросам, на котором впервые были названы некоторые реальные цифры для формирования бюджета на 2010 год. На заседании президиума было решено взять социально-экономический прогноз Минэкономики (см. стр. 2) за основу для бюджетных расчетов. Впрочем, ни для кого не секрет, что сам по себе прогноз посчитан удовлетворительным после того, как стал соответствовать политическому заданию правительства. Его вчера, по сути, обнародовал сам Владимир Путин — открывая совещание, премьер сообщил, что в 2010 году рассчитывает добиться улучшения или "как минимум стабилизации большинства ключевых показателей" и экономического роста.

"Подходы к формированию основных характеристик федерального бюджета на следующий, а также 2011-2012 годы", как очертил тему совещания глава правительства, вырабатывались в закрытом режиме.

Тем не менее "Ъ" от источников, принимавших участие в обсуждении, известны базовые предположения Белого дома — реальные доходы федерального бюджета в 2010 году будут, видимо, меньше плановых доходов на 2009 год, несмотря на экономический рост.

Как стало известно "Ъ", на совещании вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин представил своим коллегам прогноз Минфина по доходам, из которого следовало, что в 2010 году доходы составят 6,5 трлн руб. Это все, на что может рассчитывать бюджет от поступлений по НДС, таможенным пошлинам, НДПИ и налогу на прибыль.

Номинальное сокращение налоговых доходов в 2010 году обеспечено тем, что единый социальный налог (ЕСН) с 2010 года перестает быть собственно налогом — и становится тремя сборами.

Впрочем, даже предполагая поступления от трех сборов, аналогичных ЕСН, согласно расчетам Минфина, в 2010 году равными поступлениям-2009 (это крайне маловероятно из-за очевидного "ухода в тень" части зарплат в связи с кризисом), сумма сборов и налогов, аналогичных налоговым доходам федерального бюджета в 2009 году, составит в 2010 году около 6,5 трлн руб. Это номинальный рост сборов в 5,5%, что ниже плановой инфляции: реальные доходы бюджета снизятся.

Пересмотр бюджета 2009 года показал, что доля неналоговых поступлений упала с 44% в докризисном 2008 году до примерно 200 млрд руб. Тем самым  на совещании в Белом доме фактически было объявлено о сокращении бюджетных доходов следующего года почти на 50% от уровня бюджета, утвержденного в 2008 году. Тогда предполагалось, что доходы в 2010 году составят 11,7 трлн руб. Впрочем, Минфин явно не намерен сравнивать свои нынешние расчеты с докризисными — на этот раз Алексей Кудрин предложил провести сравнение с уровнем уже сокращенного бюджета 2009 года. А по сравнению с ним ситуация уже не столь трагична. Это вполне соответствует реальности первого полугодия. По данным ФНС, скорректированный план по доходам на 2009 год с января по июнь исполнен на 47,2%. Отметим также, что в прогнозах Минфина не запланировано существенное отклонение курса рубля от нынешнего "коридора" ЦБ на лето 2009 года.

Цифра дефицита бюджета-2009, пока зафиксированная в проектировках бюджета,— 6,5% ВВП.

Отметим, особенного оптимизма бюджетная конструкция на 2010 год не предполагает — при таком плане поступления доходов сокращение инвестиционных расходов федерального центра будет очень значительным, кроме того, некоторый рост ВВП в 2010 году будет обеспечен дополнительными расходами государственных монополий. При этом цифры бюджета рассчитаны явно исходя из действующих ставок тарифов и сборов. Очевидно, в прогнозы Минфина уже внесены растущие ставки акцизов. При этом очевидно, что ситуация с доходами федерального центра чуть лучше, чем с доходами второго и третьего уровня бюджетной системы. Традиционно значительная часть федерального бюджета тратится на трансферты и дотации регионам.

Источник: subscribe.ru

Комментировать