Почему мы обманываем наших родных и друзей?

24 июля 2023    Редакция RB7    957
Под эффектом социальной желательности понимается поведение конкретного индивида по отношению к группе, где он состоит либо и хочет находиться. При таком явлении происходит определенный подстрой под ожидания этого сообщества, который проявляется в собственных разговорах или соответствующем поведении

Под эффектом социальной желательности понимается поведение конкретного индивида по отношению к группе, где он состоит либо и хочет находиться. При таком явлении происходит определенный подстрой под ожидания этого сообщества, который проявляется в собственных разговорах или соответствующем поведении. Этот эффект может быть у всех. Это явление не зависимо от возраста. Он может проявляться также во всех социальных группах, в любых их видах. Проявление социально одобряемого образа для кого-то является возможностью избежать прямой конфликт, в иных случаях "сойти за своего". К примеру, можно взять тему о политике - и вы в одном случае будете стараться избежать таких бесед, обедая в семейном кругу; а в других ситуациях станете показывать свой интерес к данной теме в новом обществе знакомств.

В целом данное поведение является способом для сохранения своей принадлежности к конкретной группе. Здесь важен мотив поведения человека, для которого социальные связи с этой совокупностью людей аналогичны защите с соответствующим самовыживанием. Однако здесь задействован ещё и наш организм и оказывается непосредственное воздействие головного мозга с гормонами - при помощи них стимулируется желание к сплоченности. И такой критерий, как "выживание" здесь является не единственным влияющим фактором.

В данной ситуации задействован гормон с названием "окситоцин". Он выделяется у нас в определенные моменты. По-другому он называется гормон счастья. Именно он оказывает влияние на социальное поведение индивидуумов. Какова его сфера воздействия? Он проявляется как некое вознаграждение или как соответствующая психологическая мотивация - выражается это как бы в поощрении нас за выражаемые отношения в виде доверия и близости. Его выработка происходит при взаимодействии с близкими людьми и даже провоцируется при простых обниманиях или при держании за руку с любимыми. Особенность этого гормона в том, что он действует только когда речь идёт о "своих" А вот чужие люди, незнакомые социально и не вписывающиеся в группу, вызывают у нас совершенно другую реакцию - прямо противоположную. К таким людям возникает чувство недоверия и даже попытки изгнания их из той группы, где находится человек.

 

Эффект социальный желательности на практике проявляется в различных темах. К ним могут относиться:

- Первое - это деньги. Если тема табуируется, то человек склоняется к занижению своего дохода при общении.

- Второе - это то, что относится к половой жизни. Здесь речь идёт о количестве половых контактов, где одни могут их число выдавать за большее, а кто-то, наоборот, - приуменьшать. Это зависит от той группы, где конкретный индивидуум состоит.

- И другие.

 

Данный эффект может выступать помехой в нашей в жизни. И это не лишь касается личной сферы, это может быть и профессиональная среда. Для примера можно привести исследования, проводимые с использованием метода фокус-групп - идеи от новых или тех сотрудников, кто не столь популярен, часто попросту не берутся в учёт.

 

Как победить этот эффект?

 

Данному факту уделила внимание автор книги "Скрытые мотивы Анджела Ахола. В ней она дает конкретные рекомендации для применения их на практике. Автор затронула тему снижению социального влияния на поведение человека и по ее мнению, помогают в данной ситуации следующие приемы.

 Вы первый

Рекомендуется проявить инициативу и оказать влияние на разговор, задав тему или поменять её направление. В том случае, если начало ваше, вы можете оказать воздействие на финал всего сценария и беседы. Причина по мнению автора здесь в следующем - если позиция озвучена сразу первой, то она в такой ситуации выступает "якорем".

 Общайтесь с каждым из членов группы индивидуально

Влияние на мнение всех участников группы возможно тогда, когда есть возможность пообщаться ещё до мероприятия. Это необходимо сделать отдельно с каждым из участников путем разговора. Таким образом, можно повлиять на групповое мнение. В результате, в конфликтной ситуации в будущем этого хватит для того, чтобы образовалась своя "группа поддержки".

 Разделение групп на более мелкие и соблюдение анонимности

Это, например, относится к рабочим встречам с обсуждаемыми новшествами и усовершенствованиями. Рекомендуется деление работников на мелкие группы и использование в этих условиях для них анонимных опросов. Это сбережёт ваше время, а комментарии будут более конструктивными.

Источник фото: https://plachu.net/wp-content/uploads/2020/09/2-5.jpg


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!