Лютеранские храмы на территории Башкортостана

10 декабря 2019    Редакция RB7    5697
В XVII веке на землях современной республики Башкортостан появились первые немецкие поселенцы, приехавшие служить в гарнизоне г. Уфа.

Специалисты из западноевропейских стран приезжали сюда в основном для исследования залежей полезных ископаемых (в первую очередь — меди) и строительства промышленных предприятий по их переработке. Большей частью переселенцами были немцы, исповедующие лютеранство. Во время реформы Столыпина в этой губернии отмечен наибольший поток переселения немцев.

Свидетельствуют об этом переписи населения: в 1897 году немецких переселенцев здесь было немного более тысячи, а спустя 15 лет их насчитывалось уже приблизительно четыре тысячи.

Строительство храмов для лютеран

В г. Златоуст в начале девятнадцатого столетия (1810 год) построили лютеранскую церковь (кирху), в конце 1910 года и в Уфе появилась евангелическо-лютеранская община. В начале ХХ в. немец К. Ф. Фек (известный промышленник того времени, занимавшийся производством стройматериалов) возвёл для земляков храм. Началось строительство в 1900 г., и спустя 10 лет в этом храме, переданном местным прихожанам, было проведено первое богослужение. 

Второй лютеранский храм в Уфимской губернии был построен на ул. Белякова (ранее — ул. Самарская). Это была одноэтажная кирпичная постройка с железной крышей. Александр Степанович Ключарёв, бывший в то время губернатором Уфы, дал одобрение на строительство здесь храма. Первое богослужение было проведено в кирхе проповедником из Самары Энгельгардом.

Уфимскую кирху выстроили согласно лютеранскому вероучению — строгие архитектурные формы в стиле барокко и готики. Пинакли, расположенные наверху контрфорсов, являются здесь больше элементами стилизации, но никак не несущей конструкции, принятой в готике. Причудливые обрамления арочных проёмов — также элементы стилизации, а не готической архитектуры. Безызвестный зодчий так был увлечён проектом в стиле неоготики, что и не заметил, как его детище стало напоминать изысканный пример, если можно так сказать, «кирпичного стиля». Но, несмотря на это, сооружение смотрится естественно и внушительно.

Обстановка храма была довольно скромной и простой. Это скамьи для верующих, три иконки, музыкальный инструмент (фисгармония). Утварь в кирхе была только деревянной и из мельхиора. Служителем был один пастор. Паству прихода составляли обрусевшие переселенцы из Прибалтийских стран, а также Германии: около ста немцев, 12 человек из Эстонии, 26 — из Латвии, 1 русский. Церковные службы проводились на латышском, немецком, эстонском языках.

Совсем не случайно выбрано место для строительства храма. В конце восьмидесятых годов 19 века была построена железная дорога между Самарой и Уфой, а через два года её протянули до г. Златоуст. Естественно, что сюда в связи с этим стали приезжать сотни людей. Основным местом поселения стала Северная слобода, находившаяся во время строительства железнодорожной магистрали между Софроновской пристанью и Уфой. 

События ХХ века и судьба храма 

После войны, начавшейся между Австро-Венгрией и Германией, кирху не закрыли (была разрешена и старообрядческая община). 

Здание, благодаря договору, заключённому Евангелическо-лютеранским союзом в октябре 1927г., было сдано в пользование прихожан. Но в 1930 г. соглашение было аннулировано, якобы из-за ненадлежащего содержания храма. М. Т. Линке, бывшая председателем общины, была обвинена в халатности и привлечена к суду, и храм отошёл к паровозоремонтному заводу. После этого на месте постройки разместился райпродторг. В начале девяностых годов там хотели построить коммерческий центр, но, благодаря указу Верховного Совета Республики Башкортостан, здание взяли под охрану государства. В настоящее время эта церковь действующая — её посещают около полутысячи верующих Уфы.

Адрес: Белякова, 2

Источник фото: сайт proufu


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!