Жанр: классика
Абонемент № 5 «Артур Назиуллин и Дмитрий Крюков приглашают»
Концерт с народным артистом России, легендарным виолончелистом Александром Князевым!
В программе:
И. Стравинский «Весна священная»
Д. Шостакович. Концерт для виолончели с оркестром № 1
Национальный симфонический оркестр РБ
Солист - Александр Князев (виолончель/Москва)
Дирижер - Дмитрий Крюков
Один из самых харизматичных музыкантов своего поколения Александр Князев успешно выступает в трех амплуа: виолончелиста, органиста и пианиста. Завоевал международное признание, став лауреатом престижных конкурсов, в том числе им. П. И. Чайковского в Москве, UNISA в ЮАР, им. Г. Кассадо во Флоренции. Сотрудничал с именитыми дирижерами, такими как К. Мазур, Е. Светланов, М. Ростропович, Ю. Темирканов, Н. Ярви, В. Федосеев, М. Плетнев, Ю. Башмет, В. Спиваков и др. Принимал участие во многих международных фестивалях, среди которых «Декабрьские вечера» и «Черешневый лес» в Москве, «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, фестиваль Французского радио в Монпелье, «Безумные дни» в Нанте, Зальцбургский фестиваль, «Пражская осень» и др.
Первый виолончельный концерт Шостаковича написан в форме четырёхчастного цикла, что является нестандартном решением и, как правило, свойственным симфониям (обычно в инструментальном концерте 3 части). Шостакович написал произведение для своего друга, знаменитого виолончелиста Мстислава Ростроповича, который запомнил его за четыре дня. Первый виолончельный концерт Шостаковича считается одним из самых сложных концертных произведений для виолончели. На протяжении всего концерта фигурирует мотив DSCH – музыкальная монограмма композитора, зашифрованные буквы его имени и фамилии в нотах.
От скандала до шедевра — такой предсказуемо тернистый путь в истории мирового искусства прошел балет Игоря Стравинского «Весна священная», задуманный авторами как поклонение первобытной мощи земли и обращение к архаике . Музыка балета — новаторская, обладает мощнейшей энергетикой и магической силой. В «Весне священной» нет ярко выраженной сюжетной линии. Недаром балет имеет подзаголовок «Картины жизни языческой Руси», данный ему автором. В канун праздника Священной весны, символизирующего пробуждение природы и новой жизни, племя собирается у священного кургана. Юноши и девушки водят хороводы, веселятся, танцуют. В их танцах воплощаются фрагменты повседневной жизни и труда, в движениях безошибочно угадывается, как юноши пашут землю, а девушки прядут. Постепенно танцы перерастают в исступленную пляску, а затем юноши, желая похвалиться силой и удалью, затевают Игру двух городов. Всеобщую вакханалию нарушает появление старцев и их главы - Старейшего-Мудрейшего. Старейший-Мудрейший взывает к благоразумию юношей, силясь их успокоить. Веселье стихает, и девушки собираются вокруг костра. Они знают, что в эту ночь, согласно обряду, одну из них должны принести в жертву богу Весны и силам природы, чтобы земля была щедра к людям и порадовала их плодородием и богатым урожаем. После череды обрядов из круга девушек выходит Избранная — та, которой предначертано умереть ради блага своих соплеменников. Она начинает священную пляску, темп которой все время нарастает и, в конце концов, обессиленная девушка падает замертво. Жертва принесена, и земля вокруг расцветает, приходит весна, обещая людям тепло и благодать.