В сентябре в кинотеатрах Национальной сети СИНЕМА ПАРК состоятся всероссийские премьерные показы мистической драмы «ОРДА». В избранных кинотеатрах специальным гостем премьеры станет лучший режиссёр по версии 34 ММКФ и обладатель приза «Серебряный Георгий» Андрей Прошкин, который лично представит фильм зрителям и ответит на вопросы после показа.
Премьерный тур фильма «ОРДА» охватит 4 крупнейших города Национальной сети кинотеатров СИНЕМА ПАРК. Помимо презентации картины и официальной пресс-конференции, режиссёр Андрей Прошкин ответит на вопросы зрителей и проведёт фото- и автограф-сессии.
О фильме: Орда. Веками это слово означало кровавые набеги и унизительную дань для многих стран и народов. Странный и страшный мир со своими законами и обычаями. В середине XIV века власть Орды простирается над большей частью Евразии. Платит дань восточному соседу и Московское княжество. Когда ханшу Тайдулу сражает тяжелый недуг, ни один целитель оказывается не силах ей помочь. Тогда в Орду вызывают московского митрополита Алексия, которого ордынцы считают «великим колдуном». На карту поставлена судьба всего княжества. Однако и сам Алексий не знает, чем обернется его путешествие в Орду.
Производственный бюджет картины составил $12 млн. Общая площадь декорации Сарая составляет около 8 тыс. кв. м. Самое высокое здание – около 15 м. Общая площадь всех декораций «ОРДЫ» – около 20 тыс. кв. м. 10% декораций было уничтожено внезапно налетевшей бурей. Восстанавливать разрушенное пришлось во время съемок. Для съемок было специально изготовлено свыше 3000 предметов реквизита и свыше 4000 предметов одежды (на создание последних пошло около 4 000 метров ткани). Гигантская рыба, которую несет на плече один из статистов – это вполне обычный астраханский сом весом в 60 кг. По словам Андрея Прошкина, группа требовала осетра. Сома выбрали, чтобы уйти от избитой фактуры («Астрахань – икра – осетры»). Дублей с рыбиной было немало. Прошкин утверждает, что беднягу-статиста с сомом на плече ему жалко до сих пор. Съемки в Астраханской области проходили в условиях невероятной жары (до +50 градусов в тени).
АНДРЕЙ ПРОШКИН, режиссер: На мой взгляд, в кино, прежде всего, важна художественная правда, а не бытовая. В любой – даже самой реалистической - картине на историческую тематику кинематографисты врут постоянно. Ведь в каждой эпохе был свой ритм, свое время, своя плотность событий, манера речи, словарный состав и т.д. Поэтому у нас изначально была установка, что мы снимаем миф: не конкретное время, 1357 год, а нечто, что я бы условно называл XIV век. Да, мы изучили много материалов о монголах, их государствах. А потом в соответствии со своими ощущениями спрессовали в «ОРДЕ» 100-150 лет. Кстати, примерно таким же путем шел Андрей Арсеньевич Тарковский в «Андрее Рублеве». И историки эту картину ненавидят. Говорят, после выхода этого фильма на экраны его главному историческому консультанту коллеги перестали пожимать руку. Печально, но так уж приходится работать кинематографистам. Иногда для того, чтобы сказать правду, приходится жертвовать достоверностью.
ЮРИЙ АРАБОВ, автор сценария: Остались исторические источники, летописи. Но у нас же господствует традиция, выраженная тезисом: «История – это настоящая политика, опрокинутая в прошлое». Я далек от этой точки зрения, но, тем не менее, считаю, что если мы беремся за историческую картину, то она должна отвечать на вопросы сегодняшнего дня. А реконструировать реалии далекого прошлого нужно лишь для того, чтобы зритель не утратил моментально доверия к фильму. Скажем, я не думаю, что великая патриотическая картина Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (или «Иван Грозный») так уж исторически правдива. Но возможные ошибки этих фильмов не идут ни в какое сравнение с проколами сегодняшних исторических картин (как телевизионных, так и предназначенных для кинопроката), где запросто герой может играть на шестиструнной гитаре в XVII веке и т.д. Если говорить о правдивости, такого, мы, естественно, всячески старались избежать. И, как мне представляется, от «ОРДЫ» все же остается ощущение подлинности.
СЕРГЕЙ ФЕВРАЛЕВ, художник-постановщик: Орда в середине XIV века начала официально исповедовать ислам, и одним из последствий этого шага стало отрицание изобразительного искусства. Поэтому до наших дней не дошло ни одного визуального источника, запечатлевшего Сарай (от более северных ордынских городов свидетельств материальной культуры сохранилось значительно больше). Каким был город, сколько этажей было в домах?.. На многие из этих вопросов у нас не было однозначных ответов. К тому же Сарай, один из самых крупных городов мира на тот момент, был разрушен Тамерланом до фундамента (и на сегодняшний день он раскопан не более, чем на 2%; а ведь в нем жило более 100 тысяч человек и он занимал площадь семь на три километра). Поэтому часто приходилось изобретать целый мир заново. Но это придавало дополнительную свободу, раскрепощало, давало возможность импровизировать, придумывать. Мне понравился внеисторический подход режиссера к картине. Андрей сразу сбил с меня желание выстроить на экране что-то ушедшее и забытое, но некогда реальное. Для него было очень важно, чтобы декорации участвовали в сюжетном конфликте не меньше, чем артисты. Поэтому, основной задачей стало не кропотливое воспроизведение былого, а создание мира, который, пусть и уходя корнями в прошлое, был бы интересен сегодняшнему зрителю.
СЕРГЕЙ КРАВЕЦ, генеральный продюсер: Исторические источники, которыми мы пользовались на «ОРДЕ» условно можно поделить на две группы. Первая - русские летописи, жития, предания. Вторая – свидетельства иностранных путешественников, которые подробно описывали устройство Орды. Им мы следовали предельно точно. Воспроизводили подробности дипломатических процедур, приемов; воссоздавали детали одежды и утвари. Хотя, конечно, мы совмещали с этими деталями и наши представления сегодняшнего дня. Игровое кино в принципе не предполагает стопроцентного следования историческим фактам. Это прерогатива исторических исследований. Как только в дело вступает авторская фантазия, вымысел – верность деталям сразу отходит на второй план. В самом деле, никто же не изучает историю Франции по «Трем мушкетерам», но мы с интересом погружаемся в мир Дюма. И уже не имеет значения, был ли кардинал Ришелье таким как в книге. И даже ясно, что, конечно же, нет!
А кино по роли вымысла в нем существенно превосходит литературу. Задача кинематографа – моделируя реальность в деталях, создать наполненное художественной правдой произведение искусства, добиться ощущения духа времени в фильме.
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!