С 15 по 22 сентября в Уфе, на сцене Башкирского Академического театра драмы им. М.Гафури, пройдут гастроли Татарского государственного Академического театра им. Г.Камала.
Первые гастроли татарского театра в Уфу, а именно труппы «Сайяр», состоялись еще в 1910 году. Сегодня уфимские гастроли театра имени Камала стали доброй традицией. В новом, 108м сезоне, Театр им.Г.Камала привезет в Уфу 7 спектаклей, среди них 2 премьеры: «Мулла» Т.Миннуллина и «Запах полыни» И.Зайниева.
«Мулла» - одно из последних творений выдающегося драматурга Туфана Миннуллина. Премьера спектакля состоялась 7 ноября 2012 года.
Татарской деревне грозит вымирание и, что еще страшнее, кризис бездуховности. Сможет ли городской мулла, несмотря на свою молодость, человек сложной судьбы, предотвратить катастрофу? Спасет ли хоть одну живую душу, направит ли сельчан на путь истинный? Спектакль не дает однозначного ответа, но ставит вопрос ребром, зарождает сомнения в душе зрителя.
Премьера мелодрамы «Запах полыни» состоялась в мае 2013 года. Спектакль поставлен по пьесе Ильгиза Зайниева, которая была удостоена 1 премии конкурса “Новая татарская пьеса – 2012”. Человек всю жизнь чего-то ищет: счастья, любви, смысл жизни, себя... И Сафар 35 лет назад с этими мыслями, оставив любимую девушку, которая ждала от него ребенка, близких, никому ничего не объяснив ушел из родной деревни. Сегодня он возвращается. Нашел ли он то, что искал?..
В гастрольную афишу вошли такие спектакли как «Запоздалое лето» Ильгиза Зайниева, постановки молодых режиссеров Радика Бариева («Дачный сезон» С.Юзеев) и Ильгиза Зайниева («Любовь бессмертная» Р.Зайдулла), а также премьеры 106 сезона: «Принцесса Турандот» К.Гоцци и «Голубая шаль» К.Тинчурина.
Афиша:
Татарский государственный академический театр им. Г.Камала - широко известный в Российской Федерации и за ее пределами коллектив, флагман сценического искусства Республики Татарстан, один из старейших национальных театров страны.
В репертуаре театра гармонично сочетаются постановки выдающихся татарских драматургов: Г.Камала, Т.Гиззата, К.Тинчурина, А.Гилязова, Т.Миннуллина и произведения классиков мировой литературы и драматургии - К.Гоцци, Ж-Б.Мольера, П.Кальдерона, С.Беккета, Н.Гоголя, А.Чехова и др.
Театр успешно гастролирует по всей России, является участником престижных театральных фестивалей в Азербайджане, Англии, Казахстане, Китае, Финляндии и других стран ближнего и дальнего зарубежья.
С 1998 года Театр совместно с Министерством культуры Республики Татарстан проводит один из крупнейшийх фестивалей тюркоязычных театров - Международный театральный фестиваль тюркских народов "Науруз", а с 2010 года - Международный театрально-образовательный форум под эгидой фестиваля.
Главный режиссер театра – Фарид Бикчантаев, Заслуженный деятель искусств России и Татарстана, Председатель Союза театральных деятелей Татарстана, Лауреат Госпремии РТ им.Г.Тукая.
«Запоздалое лето» И.Зайниева
Лирическая комедия в 2-х частях.
Человеческая жизнь состоит из многих этапов, но результатом ее неизменно становится старость. Кто-то принимает ток времени как должно, смирившись с положением вещей, а кто-то, как герои новой пьесы Ильгиза Зайниева, во главе с неунывающей эксцентричной Халимой, считает иначе… Замкнуться в мире ограниченных возрастом возможностей? Говорить лишь о болячках и пенсиях? Нет, это не для них. Открыть в себе новые таланты, дышать полной грудью, впустить в свою жизнь любовь, которой все возрасты покорны – вот это жизнь! Отправной точкой действия становится предстоящий отъезд героини в далекий город Владивосток…
«Дачный сезон» С.Юзеева
Комедия в 2-х частях.
Премьера спектакля состоялась 7 ноября 2010 года. Каждое лето наши современники с постоянством и энтузиазмом устремляются не только на Канары или в Анталью, но на приусадебные участки, дачи, в сады. Что они забыли там? Чем хотят удивить мир – вырастить чудо-овощ, собрать небывалый урожай, решить продовольственную программу в одной отдельно взятой стране или, на худой конец, – семье? Ведь не отдыхают же – трудятся в поте лица от рассвета до заката. Нет, тянет, тянет наш народ к земле… Но вот что любопытно – в процессе посадки и поливки растений с дачниками происходят самые невероятные события. Они влюбляются, женятся и расходятся. Дружат семьями и враждуют поодиночке. Наблюдают рассветы и закаты, иногда – полеты НЛО. А время от времени сталкиваются с совсем уж необъяснимыми явлениями. Например, бесследной пропажей инвентаря. Такое дело нельзя оставить без внимания. И решают разъяренные члены дачного сообщества изловить неугомонного злоумышленника… Однако богатая курьезами детективная история всего лишь фон, на котором герои пьесы Салавата Юзеева теряют и вновь обретают любовь, испытывают и успешно преодолевают кризис среднего возраста...
«Принцесса Турандот» К.Гоцци
Драма в 2-х частях.
Итальянский драматург, автор сказочных пьес (fiabe), использующих фольклорные элементы сюжета и принципы комедии дель арте в выборе персонажей-масок. Легенда гласит, что первую свою пьесу Гоцци написал, поспорив с Гольдони (который находился тогда в зените славы), что напишет пьесу на самый незатейливый сюжет, добившись при этом колоссального успеха. Вскоре появилась «Любовь к трем апельсинам». Ее появлением Гоцци создал новый жанр — фьябу, или трагикомическую сказку для театра. В основе фьябы лежит сказочный материал, там причудливо смешиваются комическое и трагическое, причем источником комического являются, как правило, коллизии с участием масок (Панталоне, Труффальдино, Тартальи и Бригеллы), а трагического — конфликт главных действующих лиц. Пьесы Гоцци имеют огромную известность. Его фьябы и по сей день идут по всему миру, вызывая восхищение зрителя.
«Голубая шаль» К.Тинчурин
Мелодрама в 2-х частях.
Режиссер – Фарид Бикчантаев, художник – Сергей Скоморохов. Эта пьеса стала своего рода символом татарского театра. Зрительский интерес к ней не ослабевает, пьеса давно обрела легендарный статус. Непреходящая популярность «Голубой шали», пьесы, написанной еще в 1926 году, порождает загадки. Принципиальная незатейливость фабулы, ее фрагментарность, расподобление действенно-смысловыми ходами и музыкальными метафорами, тип связи «сцена-зал», предусматривающий активное участие зрителя в действии, арии-монологи главных героев, хоры – воздействуют на подсознание, порождают каскад ассоциаций.
В этой слабой, с литературной точки зрения, пьесе существует поэтический шифр, кодирующий вечно молодые и вечно прекрасные образы мужского и женского национального идеала, бунтарский, свободолюбивый дух народа, объединяющую татар всех российских областей любовь к родной земле. Для того чтобы понять феномен татарского театра – нужно увидеть «Голубую шаль», ощутить ее не на уровне событийного ряда, но настроившись на ее мощную эмоциональную волну.
«Любовь бессмертная» Р.Зайдулла
Мелодрама в 2-х частях.
Драматург Ркаил Зайдулла
Режиссер – Ильгиз Зайниев, художник – Булат Ибрагимов. Сегодня, когда наш народ наконец-то возвращается к своим корням, национальному сознанию и вере, а с другой стороны остро нуждается в получении светского и религиозного образования на родном языке, как никогда актуально звучит тема пьесы «Любовь бессмертная» Р.Зайдуллы. В годы сталинского произвола наша культура понесла колоссальные потери, оказалась на грани исчезновения: сотни и тысячи татарских интеллигентов, литераторов, философов, общественных и религиозных деятелей были физически уничтожены, а их труды – преданы забвению. Сегодня эти славные имена и деяния возвращаются из небытия, входят в нашу жизнь, трагические судьбы людей, беззаветно служивших татарской культуре, звучат нам тревожным предостережением…
Мухлиса Буби… Одна из первых татарских женщин-просветительниц, основательница первой медресе для девочек, первая и до сих пор единственная в мусульманском мире женщина-Казый и, как результат ежедневного неустанного труда на благо татарского просвещения, – невинная жертва сталинских репрессий. Рассказ об оказавшейся в застенках НКВД, подвергаемой пыткам и унижениям, приговоренной к расстрелу, но не сломленной пожилой женщине исполнен Веры в возрождение татарской нации. Даже перед лицом смертельной опасности героиня находит в себе силы пожалеть следователей-садистов, простить предавших ее друзей, поддержать сокамерниц, обратить взоры заблудших к Создателю и уповать на его милость. Неколебимая вера и чувство собственного достоинства становится содержанием последних дней Мухлисы Буби…
Уродливая гримаса повторяющейся истории – в родной деревне героини, знаменитом ауле Иж-Буби, уже в наши дни хотят закрыть татарскую школу, и театр Камала не может остаться в стороне от этого печального события. «Готовы ли мы к новым испытаниям?», - ставят вопрос и предостерегают создатели спектакля.
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!