Антиутопический гротеск в стиле Оруэлла о кошмаре одиночества Шесть лет назад молодой грек Лантимос получил приз каннской программы «Особый взгляд» за странноватый фильм «Клык» (Kynodontas, 2009) про супружескую пару, воспитывающую своих детей в полной изоляции от мира, в большом поместье за высоким забором. Его новая, четвертая картина выдержана в той же эстетике концептуального дивертисмента с притчево-аллегорической интонацией и очевидным социально-критическим подтекстом. В антиутопическом мире «Лобстера» одиноких людей изгоняют из Города, заселяют в специальный Отель и дают сорок пять дней на поиск подходящей пары среди других постояльцев. Если им это не удаётся, несчастливцев превращают в животных – на их собственный выбор – и отправляют пресмыкаться в Лес. В том же Лесу скрывается банда упёртых одиночек-диссидентов во главе с новой бондовской красавицей Сейду. Лантимос создаёт стерильную, абсурдистскую, прозрачно сновидческую реальность скупыми, но действенными кинематографическими средствами: минималистичной цветовой и световой гаммой, уместными рапидами и короткими сценами-вспышками анималистического бреда, от которых у Николая Дроздова затряслись бы поджилки (вроде расстрела осла в прологе или прогулки верблюда по лесу). Уподоблению Отеля британским курортным городкам, очагам «отпускного ада», на которые другой вечный диссидент, Моррисси, когда-то мечтал сбросить атомную бомбу (и, соответственно, Леса как бегства в альтернативную, непопсовую реальность) способствуют ядрёные сцены, озвученные вечнозелёными шлягерами ‘Something’s Gotten Hold Of My Heart’ и ‘Where The Wild Roses Grow’. Англосаксонский актёрский состав фильма, снятого в Ирландии, если и не идеально вписывается в условную вселенную Лантимоса, то ни в коем случае из неё не выбивается: это касается и колоритно перекормленного Фаррелла, только что эффектно отзвучавшего во втором сезоне «Настоящего детектива» (True Detective, 2014); и залихватских Райли с Уишоу на подхвате, и, в особенности, блестящих британских комедиантов Колман и Смайли в острохарактерных ролях.