«Генрих VIII» – одна из самых пикантных пьес позднего Шекспира. И не только из-за того, что она написана в соавторстве с другим драматургом – Джоном Флетчером, но и благодаря тому, что события ее максимально приближены во времени к авторам пьесы. Между временем действия и временем написания «Генриха» едва ли прошло 70 лет, и потому события пьесы явственно аукались в сознании Шекспира и его современников. Многие даже называют «Генриха» «тюдоровской пропагандой», и, в каком-то смысле, так оно и есть: противоречивый образ короля показан Шекспиром и Флетчером в самом позитивном ключе, а главным носителем политического зла оказывается хитрый изворотливый кардинал Уолси. Даже пресловутое «многоженство» Генриха является для Шекспира не свидетельством распущенности монарха, но следствием его витальности и неуспокоенности: действие пьесы разворачивается в период конца брака Генриха с Королевой Екатериной и начала совместной жизни с легендарной Анной Болейн. В этом тоже нет ничего удивительного: Анна была матерью Елизаветы I – многолетней покровительницы Шекспира, королевы, в годы правления которой сформировался гений драматурга и началась его слава. Все эти подробности приближают «Генриха» к личности самого Шекспира ближе, чем все другие его пьесы. В глобусовской постановке, осуществленной режиссером Марком Розенблаттом, дворцовые интриги Тюдоров показаны во всем блеске и буквализме. Режиссер даже инсценирует куски «Генриха», пересказанные Шекспиром на словах, и делает это весьма оригинально – с помощью кукол. Доминик Роуэн в роли Генриха и Кейт Дюшен в роли Екатерины великолепны, но самым запоминающимся персонажем спектакля стал внушительный кардинал Уолси в циничном и колоритном исполнении знаменитого Иэна МакНиса.