Китай поддержит российскую нефтяную отрасль

28 октября 2008    Редакция RB7    774
«Роснефть» и «Транснефть» ждут миллиардных кредитов от Китая

«Роснефть» нашла способ пережить финансовый кризис. Вчера в Москву прибыл китайский премьер Вэнь Цзябао, который сегодня встретится с Владимиром Путиным. Запланированы переговоры о заключении 20-летнего контракта на поставку нефти в Китай, а взамен – кредиты на $12-15 млрд. Еще на $8-10 млрд может рассчитывать «Транснефть», отмечает «Коммерсантъ». По аналогичной схеме в 2005 году «Роснефть» уже получила от Китая $6 млрд на покупку «Юганскнефтегаза».

Фактически визит начался еще в субботу, когда вице-премьер Китая Ван Цишань встретился с вице-премьерами Игорем Сечиным (возглавляет совет директоров «Роснефти») и Александром Жуковым. Стороны обсуждают «широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества, в том числе по реализации совместных проектов в области атомной промышленности, по газовой программе, в области электроэнергетики, нефтяной отрасли», отметил господин Сечин.

От планов «Роснефти» зависело решение правительства о строительстве отвода нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) на Китай. До сих пор судьба проекта оставалась под вопросом. Но уже в субботу Игорь Сечин сообщил, что «Транснефть» подготовила проект ответвления и должна приступить к обсуждению условий реализации проекта с китайской госнефтекомпанией CNPC.

Аналитики отмечают, что «Роснефть» снова остро нуждается в деньгах – по данным полугодового отчета, до лета 2009 года компания должна погасить долг $13,4 млрд, но денежные потоки компании резко сократились в связи с падением цен на нефть. «Транснефти» нужны средства на строительство второй очереди ВСТО, которая оценивается в $11 млрд. Эксперты считает логичным, что стороны пришли к идее уже опробованного предэкспортного кредита.

Нефтяники смогут заложить акции ради кредитов

Государство решило предоставить гарантии вместо «живых» денег.

Власти рассматривают новый способ поддержки компаний, который в конечном счете может привести к их мягкой национализации. Государство может предоставить гарантии обеспечения кредитов компаниям-недропользователям под залог их акций. По мнению экспертов, закладывать акции в условиях нынешней волатильности рынка – огромный риск, и компании пойдут на него только в самом крайнем случае.

Способы помощи недропользователям будут зависеть от степени их проблем, сообщает «РБК daily». Одна из самых распространенных сейчас – обеспечение кредита. Компании, как правило, привлекают кредиты под залог своих акций, стоимость которых в условиях кризиса снизилась, и это создает проблемы их обеспеченности и перекредитования.

Проблему можно решить за счет предоставления государственных гарантий компаниям под залог их акций. В данном случае более дешевые кредиты не будут заменены более дорогими.

С кредитами у российских недропользователей, которые в последние годы набирали их не стесняясь, ситуация действительно сложная. В начале октября российские нефтяники уже попросили у государства несколько миллиардов долларов кредитов для покрытия зарубежных долговых обязательств. В ВЭБе уже заявили, что объемы заявок на госсредства превысили 100 млрд долл.

Воспользоваться предложением решатся только мелкие компании, у которых нет других источников финансирования, уверены аналитики. Если заложенные акции продолжат падать в цене, то придется их «доносить» или искать новые источники средств. Компаниям-недропользователям было бы более выгодно получить кредиты от государства напрямую «живыми» деньгами, а не госгарантиями. Государству же более выгодна форма нематериальной поддержки.

Никель остался без спроса

Из-за отсутствия потребителей компании вынуждены останавливать производство. Падение цен на никель заставило «Уфалейникель» остановить производство, а Русскую медную компанию (РМК) законсервировать реализацию новых проектов, сообщают «Ведомости».

Вчера «Уфалейникель» (входит в Промышленно-металлургический холдинг, ПМХ) объявил об остановке всех плавильных печей. Причина – экономическая нецелесообразность производства никеля. При себестоимости производства $26 000 за 1 т цена на никель на биржах – около $8000. Первые 300 сотрудников были отправлены в отпуска в сентябре, а после вчерашней остановки печей – еще 1000 работников с оплатой 2/3 от средней зарплаты. 400 человек будут сокращены через три месяца – об этом предприятие известило профком и службы занятости города. Пострадал не только «Уфалейникель» – остановлено производство на «Режникеле».

Если ситуация на рынке изменится, «Уфалейникель» готов отказаться от сокращений и возобновить производство. Другой вариант спасения, если Росрезерв в период кризиса будет закупать у компании 400-500 т никеля в месяц по себестоимости, переговоры об этом компания уже начала с областной администрацией.

Также вчера РМК объявила о консервации инвестпроектов на 2009 г. Их реализация приостановлена до стабилизации ситуации на рынке, при нынешних ценах на металлы это рентабельно.

Аналитики действиями обеих компаний не удивлены: цены на медь и никель сейчас на минимуме, и в ближайшее время роста цен не ожидается.

Бензин не будет быстро дешеветь

Переработка ранее купленного дорогого сырья не дает снижать цены. С середины июля цена на российскую нефть марки Urals опустилась со 137 до 59 долл. за баррель. Под нажимом государства нефтекомпании объявляют о параллельном снижении цен на бензин. Цены на автомобильное топливо они снижают на единицы процентов, в то время как в марте 2007 года при сопоставимых ценах на нефть автомобильное топливо в РФ стоило почти на четверть дешевле – 17,7 против 22,8 руб. за литр.

Вчера «ЛУКОЙЛ» объявил о новом снижении цен на нефтепродукты на 3-8%, сообщает «Независимая газета». Между тем сокращение цен на 3-8% кажется слишком скромным. Действительно, если мировая цена российской нефти Urals опустилась до 59 долл. – такой она была в марте 2007 года, – то логично ожидать, что и внутренние цены на бензин также вернутся к прошлогоднему уровню или с учетом инфляции будут чуть выше. Ведь налоговые условия с того времени не менялись. Другими словами – бензин в России должен подешеветь примерно на 5 рублей по сравнению с уровнем середины октября 2008 года. Однако нефтяники отвергают такую логику.

Парадокс с разницей внутренних цен на бензин весной 2007-го и осенью 2008 года при одинаковых мировых ценах аналитики объясняют растущим спросом, ростом издержек, а также необходимостью возврата вложенных в реконструкцию НПЗ инвестиций.


Высокая концентрация производства и вертикальная интеграция отрасли определяют слабую конкуренцию, что тормозит снижение цен. Но низкая конкуренция – это только один из факторов, влияющих на стоимость бензина. Сейчас снижению цен препятствует инерционность отрасли, которая перерабатывает купленное ранее дорогое сырье.

Цены на нефтепродукты в условиях полноценной рыночной экономики должны определяться не желанием ФАС или нефтяных компаний, а рынком. Сейчас рынок диктует снижение цен, но они искусственно удерживаются на высоком уровне. В условиях неразвитой конкуренции и отсутствия механизма рыночного ценообразования возникают искушения получать сверхприбыли. В этой ситуации ФАС не остается ничего иного, как реагировать административными методами, полагают эксперты.

Авиакеросин по фиксированным ценам

Заправщики не смогут устанавливать произвольные цены на топливо.

Сергей Иванов предлагает до 1 мая 2009 года на внутренних регулярных перевозках ввести мораторий на повышение ставок сборов и тарифов за услуги аэропортов и аэронавигационных служб, отмечает «Российская газета».

Обстановка на финансовых рынках такова, что авиакомпании практически полностью лишены доступа к кредитным ресурсам. Производители топлива требуют 100-процентную предоплату, таким образом, платить за топливо перевозчикам нечем. Всем известно, что топливно-заправочные комплексы фактически произвольно установили цены на топливо. Минтранс должен привлечь Федеральную службу по тарифам, чтобы установить экономически оправданные тарифы по хранению и доставке топлива под крыло. Кроме того, принято окончательное решение о переходе на систему долгосрочных договоров при поставке авиатоплива в аэропорты.

Сергей Иванов отметил, что авиакомпаниям нужны таможенные и другие льготы, что необходимо установить экономически оправданные тарифы на топливо, заморозить ставки аэропортового обслуживания. По мнению Иванова, заслуживает внимания и идея предоставления российским авиакомпаниям отсрочки сроком на 6 месяцев, а может, на год, по уплате таможенных пошлин, НДС за воздушные суда иностранного производства и комплектующие к ним с освобождением от необходимости внесения обеспечения по их уплате.

Оценка финансовых показателей должна являться одним из критериев при рассмотрении вопросов как о выделении кредитов, так и о допуске авиакомпаний на рынок авиаперевозок. Что касается укрупнения компаний, то, по словам Иванова, это нормальное явление.

Источник: www.nr2.ru


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!