Очень сложно понять, какой тип экономики строится в России. В конце 2013 года, отмеченного резким падением всех макроэкономических показателей, зависимые и независимые эксперты, а также правительственные чиновники самого высокого ранга заговорили о необходимости структурных реформ, однако пока никто не смог более-менее доходчиво сформулировать конечную цель этих реформ. Что власти хотят получить в идеале – рыночную экономику, где правительственные учреждения с помощью законодательных мер регулируют и направляют деятельность частных компаний, или же в качестве главной задачи им видится создание полностью управляемых вертикально интегрированных структур по отдельным отраслям, где существуют, по сути дела, только два игрока – министерства и государственные монополии? То есть государственный монополизм. Непонятно и другое: а чем, собственно говоря, уже складывающийся в России государственный монополизм лучше плановой экономики, существовавшей в Советском Союзе?
На сайте правительства РФ 5 января было опубликовано распоряжение от 30 декабря 2013 года № 2599-р. Называется документ «Об организации приватизации ОАО «Аэропорт Внуково» и ОАО «Международный аэропорт Внуково».
В распоряжении, подготовленном Минэкономразвития, говорится, что, в соответствии с утвержденным планом приватизации, до 2016 года государство намерено избавиться от своего участия в уставном капитале ОАО «Международный аэропорт Внуково» и ОАО «Аэропорт Внуково». В настоящее время РФ принадлежит 74,74% акций «Аэропорта Внуково» и 25% плюс одна акция «Международного аэропорта Внуково». Кроме того, рассматривается консолидация активов сервисных внуковских структур: ЗАО «Авиационно-топливная компания», ЗАО «Топливно-заправочный сервис», ЗАО «Внуковская инвестиционная компания», ОАО «Внуково-инвест» и ООО «Авиатехинвест».
Организацией приватизации будет заниматься ООО «Ренессанс Брокер». Как сказано в постановлении правительства: «В целях обеспечения интересов Российской Федерации... ООО «Ренессанс Брокер» отобрано в соответствии с порядком, утвержденным Минэкономразвития России, исходя из опыта организации и критерия наименьшего размера вознаграждения за организацию продаж».
Попытки разыскать в интернете какую-либо информацию о компании «Ренессанс Брокер» приводят на страничку, где о ней дается весьма подробная справка. Порадовало, что Национальное рейтинговое агентство в мае прошлого года выставило «Ренессанс Брокеру» высшую индивидуальную оценку надежности – ААА. В анкете компании указан и ее сайт – http://www.rencap.ru. Кликнув на эту ссылку, попадаешь на сайт крупного международного инвестиционного холдинга Renaissance Capital. Надо понимать, ООО «Ренессанс Брокер» – его дочерняя структура. Сайт у Renaissance Capital красочный, профессионально оформленный, как и подобает солидной организации с миллиардными оборотами. Все хорошо, однако смущают несколько строк в самом низу главной страницы: «© 2014 Renaissance Securities (Cyprus) Limited. Все права защищены. Уполномочена и регулируется Кипр по ценным бумагам и биржам (Лицензия N: KEPEY053/04)... Не все продукты и услуги, предлагаемые компанией «Ренессанс Капитал доступны в Соединенных Штатах» (орфография сохранена. – Прим. КМ.RU).
Даже не хочется думать, что в разгар декларируемой борьбы с офшорами Минэкономразвития рекомендует правительству РФ именно офшорную компанию для столь важного дела, как приватизация огромного куска госсобственности. Ведь заявил же Владимир Путин на совещании по поводу развития Московского авиаузла 3 июля 2013 года: «Необходимо, чтобы все участники проектов находились в российской юрисдикции и с известными бенефициарами. Это важно для того, чтобы четко понимать, кто, за чей счет, в каком объеме будет финансировать развитие аэропортовой инфраструктуры и за что отвечает в конечном итоге». Видимо, приписка про Кипр – это что-то, связанное с авторскими правами на оформление сайта.
По итогам совещания о развитии столичного авиаузла, которое проводил Владимир Путин, министр транспорта Максим Соколов заявил, что для управления развитием аэропортов Москвы будет создана единая госкомпания. Имущество РФ в виде взлетных полос и других частей аэропортовых комплексов будет сначала консолидировано, а потом передано в концессиональное управление. Госкомпания будет заниматься контролем того, как концессионер использует взятое имущество и насколько это соответствует заключенным соглашениям. Данная госкомпания может быть в форме автономной некоммерческой организации (АНО).
По данным Соколова, к 2030 году пассажиропоток через Московский авиаузел может вырасти с нынешних 64 миллионов человек в год до 180 миллионов, но возможности этого роста сдерживаются. «Сегодня три основных московских аэропорта не смогут в перспективе полностью удовлетворить весь спрос, поэтому в принципе нужно параллельно рассматривать вопрос о строительстве или создании еще одной точки, – заявил министр. – Основным ограничением этого роста будет являться современная система организации воздушной системы».
Эксперты полагают, что до 2030 года в развитие столичных аэропортов требуется вложить до 520 миллиардов рублей. Часть средств планируется направить из Фонда национального благосостояния, однако объем ФНБ не безграничен и для проведения всех планируемых работ не хватает более 300 миллиардов рублей.
Главный редактор портала «Авиапорт» Олег Пантелеев полагает, что создание авиатранспортного монополиста, подконтрольного правительству, позволит привлечь дополнительные средства и с большей пользой распорядиться уже имеющимися деньгами. «Во-первых, конкуренция трех столичных аэропортов делает государственные инвестиции менее эффективными. Во-вторых, под условную монополию трех столичных аэропортов с рынка гораздо проще привлечь средства, чем под конкурирующие проекты», – заявил Пантелеев.
С ним не согласен генеральный директор «Инфомост-Консалтинг» Борис Рыбак: «То, что московские аэропорты развиваются, объясняется исключительно тем, что они конкурируют между собой. Если эта конкуренция исчезнет, то будет неизбежная монополизация сервисов, неизбежное повышение стоимости услуг, неизбежное понижение качества и удорожание всевозможных издержек».
В распоряжении правительства РФ отмечается: «Осуществление приватизации находящихся в федеральной собственности акций акционерного общества позволит увеличить объем поступлений в федеральный бюджет от приватизации, создаст условия для изменения модели корпоративного управления».
Если за идеальную модель корпоративного управления взять РЖД, «Газпром», «Роснефть», «Транснефть», «Россети», «Ростех», «Роскосмос», «Росатом», «Роснано» и множество других монополистов, то появление нового еще одного «Рос...» или «Мос...» вполне уместно. Только это на самом деле неминуемо приведет к росту тарифов на авиаперевозки, которые и сейчас неподъемны для большого количества граждан. Обязательно вырастет и численность управленческого аппарата в новой глобальной компании. Топ-менеджеров и обыкновенных менеджеров с хорошими зарплатами у авиационного монополиста обязательно будет намного больше, чем в нынешних трех аэропортах – Шереметьево, Внуково и Домодедово – вместе взятых.
И опять возникнет вопрос: а что же мы такое строим – рыночную экономику, или плановую, или что-то среднее, вроде сказочного Тяни-Толкая?
Источник: www.km.ru
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!