Есть несколько плюсов, которые толкают предпринимателей на это приобретение:
1. Нехватка времени для проведения полного порядка регистрации фирмы (например, срочно надо заключить договор, и нужны реквизиты или, срочно нужны документы на тендер). А покупка «готовой фирмы» занимает не более 20-30 минут.
2. Есть желание начать свой бизнес, но нет необходимых знаний в области юриспруденции для осуществления регистрации юридического лица.
3. Фирма имеет определенный возраст, что иногда может быть важно для совершения определенных сделок.
4. Если Вы занимаетесь лицензированным видом деятельности (для оформления специализированной лицензии понадобятся 2-2,5 мес.), то у готовой фирмы уже есть полученная лицензия.
5. Или просто нужна фирма, зарегистрированная на «подставное» лицо (т.е. фирма где учредителем и руководителем выступаете не Вы, а человек с улицы).
6. И еще небольшой плюс, Вы можете сразу приобрести компанию на определенной системе налогообложения.
Мы не будем рассматривать вариант покупки готовой фирмы для проведения сомнительных сделок, а рассмотрим вариант покупки с целью ведения бизнеса.
В соответствии с законодательством РФ ничего противозаконного в приобретении уже зарегистрированной фирмы нет. Но при покупке «готовой» фирмы есть не только плюсы, но и минусы, и большую часть своей статьи я бы хотела посвятить именно им.
на кого оформлена эта фирма, т.е. кто является учредителем и генеральным директором. В роли учредителя может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Чтобы не кусать потом локти, лучше не приобретать фирму учредителем, которой является другое юридическое лицо, т.к. невозможно проверить насколько легальную деятельность ведет фирма-учредитель.
Вы сможете хотя бы пообщаться с этим человеком и понять кто он. Во-первых, на него может быть зарегистрировано 50 фирм и более. Предположим ситуацию, что например один из покупателей приобрел фирму для совершения, мягко говоря, сомнительной сделки, что соответственно привлекло внимание определенных органов. Поэтому, чтобы выйти на преступника правоохранительные органы вызывают к себе первоначального учредителя... и тут выясняется, что, якобы, фирмы он никогда не регистрировал, а просто по глупости подписал чистые бумажки. Или, выражаясь юридическим языком, «не имел намерения регистрировать юридическое лицо с целью осуществления предпринимательской деятельности». Выявление этого факта автоматически ведет за собой признание факта государственной регистрации недействительным (постановление ФАС Московского округа от 10.10.03г. №КГ-Ф40/7360-03). И соответственно по цепочке потянутся все 50 фирм и неважно для чего вы их приобретали.
Представим еще одну ситуацию: вы приобрели фирму с номиналами и она достигла больших успехов и значительного финансового благополучия. При этом учредителем там является тот человек, на кого она и была изначально зарегистрирована. Даже, если лично учредителю не придет в голову, что он стал богатым (с вашей помощью), он может просто умереть, или погрязнуть в долгах. В этом случае, нотариус или судебный пристав сообщит вам столь неприятное известие и познакомит с новым хозяином бизнеса.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что лучше всего, покупая готовую фирму, узнать на кого она зарегистрирована, и ни в коем случае не тянуть с перерегистрацией на непосредственного владельца.
Второй момент, на который необходимо обратить внимание, это, конечно же юридический адрес (местонахождение). В соответствии с действующим законодательством (п. 2 ст. 54 ГК РФ) местонахождение компании определяется местом ее государственной регистрации, причем предполагается, что именно по месту регистрации она фактически осуществляет свою деятельность. Следовательно, при покупке компании, проверьте, не зарегистрирована ли она по адресу «массовой регистрации».
Документом, подтверждающим наличие юридического адреса, является договор аренды. И тут начинаются чудеса. Недобросовестный продавец покупает один «честный» адрес, вырезает по оттиску печать, подделывает подпись, благополучно заверяет копию свидетельства о праве на собственность у нотариуса. И по мановению волшебной палочки, появляются сотни адресов, за которые никто не отвечает и, на которые оформляют сотни фирм. А когда число предприятий превышает разумное, с точки зрения налоговиков, они вносят этот адрес в «черный список». Вот этот черный список и называется адресом массовой регистрации. Этого можно избежать, просто получив подтверждение от арендодателя о том, что договор был действительно заключен и проверив на сайте, не является ли этот адрес адресом массовой регистрации. В единственном случае договора аренды не будет, если фирма зарегистрирована по домашнему адресу одного из учредителей (что разрешается российским законодательством).
Дальше идут учредительные документы. Учредительными документами общества в соответствии с законодательством РФ являются - Устав и Учредительный договор общества.На что в них надо обратить внимание?
Первое, чем вносится уставный капитал. Вносится он может: деньгами, имуществом, нематериальными активами. Зачастую уставный капитал (имущество) реально не вносится, и стоимость имущества, как правило, очень завышена. Поэтому, чтобы у налоговиков при проверке не возникли лишние вопросы, его необходимо успеть списать с баланса. Однако, и формирование уставного капитала денежными средствами чревато рисками для покупателя поскольку право проверки факта оплаты уставного капитала регистрирующим органом не представлено, при совершении сделки существует вероятность приобретения компании с неоплаченным уставным капиталом. К счастью, по мнению арбитражных судов, нарушение, выражающиеся в не оплате уставного капитала, носит устранимый характер и не может служить основанием для принудительной ликвидации юридического лица (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 сентября 2002г. № Ф04/3361-633/А03-2002). Тем не менее есть смысл все таки проверить факт оплаты уставного капитала.
это насколько правильны там данные. Обратите внимание на то, чтобы должности везде имели одинаковое название (одним словом, если это генеральный директор, то в дальнейшем он везде должен быть генеральным директором, а не директором, не председатель совета директоров и т.д.). И если вам принципиально нужны какие-либо определенные положения Устава для совершения, например каких-либо действий, то желательно их тоже просмотреть. Хотя плохую редакцию устава всегда можно поменять, внести соответствующие изменения и зарегистрировать их. Но все-таки лучше этого избежать сразу, чтобы впоследствии не терять на это время.
Отчетность должна сдаваться каждый отчетный период (отчетный период по налоговому законодательству 3 месяца). Как правило, продавцы готовых компаний не затрудняют себя сдачей финансовой, налоговой и бухгалтерской отчетности, либо отчетность готовится непрофессиональными специалистами без соответствующих знаний и опыта. Обнаруженные ошибки помимо временных затрат, грозят и материальными расходами в виде штрафных санкций, которые могут привести к блокировке расчетного счета. А он, можно сказать, необходим как воздух, для нормального функционирования компании.
Не известно, что со времени регистрации компания могла продать, купить, помимо этого она могла выдать векселя, получить займы и какие-либо эксклюзивные права на неблагоприятных для нее условиях. Да и вообще мало ли что могли сделать ее прежние владельцы! Самое угрожающее то, что получить какую-либо информацию о приобретаемой фирме довольно сложно, т.к. продавцы — люди заинтересованные, поэтому вряд ли, станут рассказывать о ней всю информацию. Единственное, что в этом случае можно сделать, так это проверить наличие долгов перед государством. Узнать это можно, запросив в налоговой акт сверки. А проверить наличие задолженности перед другими субъектами, к сожалению, невозможно, и здесь стоит полагаться только на порядочность продавца.
- это на документы, которые вы должны получить, после совершения покупки:
1. Свидетельство о государственной регистрации и присвоении Основного государственного регистрационного номера.
2. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
3. Копия Устава Общества с отметкой налогового органа.
4. Копия Учредительного договора Общества с отметкой налогового органа (если более одного учредителя общества).
5. Решение №1 (или протокол №1, если более одного участника общества) о создании общества и назначении генерального директора.
6. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц.
7. Приказ №1 по организации о назначении главного бухгалтера.
8. Если уставный капитал вносится имуществом:
- Акт приема-передачи имущества от учредителя генеральному директору общества
- Акт оценки стоимости имущества по обществу.
9. Если общество находится на упрощенной системе налогообложения:
- заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с отметкой налогового органа.
10. Договор на аренду помещения, по адресу которого зарегистрировано общество (если адресом регистрации, не является домашний адрес одного из учредителей).
Если Вы сразу хотите перерегистрировать общество на себя, то пакет документов будет немного отличаться.
И прежде, чем покупать «готовую» фирму, совет: «Взвесьте хорошенько все «за» и «против». И первый вопрос, который Вам стоит задать лично себе: «Для каких целей мне нужна эта фирма?», а потом уже решать, стоит ли покупать готовую фирму или лучше зарегистрировать новую, потратив на это (со сбором всех документов) максимум месяц».
Автор: Мария Потемкина юрист — консультант «ТУРОВЪ & ПАРТНЕРЫ»
Источник: subscribe.ru
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!