Но все же предприниматели и топ-менеджеры оценивают перспективы различных организаций по-разному. От чего зависит, выживет ли та или иная компания? На что в первую очередь обратить внимание, чтобы не прогореть?
Исследование проводилось Forbes Insights в сотрудничестве с ACCA (Association of Chartered Certified Accountants), CGA-Canada (Certified General Accountants Association of Canada) и итальянской ассоциацией бухгалтеров CNDCEC (Consiglio Nazionale dei Dottori commercialisti e degli Esperti contabili). В опросе приняло участие более 1750 малых и средних предприятий из разных стран мира, из них в 30% компаний численность персонала не превышает 10 человек, в 39% компаний работает от 10 до 49 сотрудников, 31% предприятий представляет средний бизнес (50–250 работников).
Многие владельцы и топ-менеджеры малых и средних предприятий в Великобритании, Италии, Канаде, Китае, Сингапуре и ЮАР отметили, что кризис дал им новые знания об управлении компанией и способствовал оздоровлению их организаций. По мнению этих лидеров, в ближайшие 12 месяцев их компании полностью оправятся от последствий рецессии и заживут чуть не лучше прежнего: 58% респондентов надеется на увеличение оборота в будущем году. Почти 40% предпринимателей заявляет, что доходы их компаний уже увеличились, по сравнению с тем же периодом прошлого года, из них 78% рапортует также о росте прибыли. Самые благополучные в этом плане – компании из Китая и Сингапура. Основной источник возможного роста, с точки зрения большинства респондентов (45%), – это увеличение продаж продукции и услуг из уже действующей продуктовой линейки. На втором месте (42%) – новые продукты и услуги. Почетное третье место в списке (37%) – за повышением качества продукции и обслуживания.
Однако их оптимизм разделяют не все. По результатам опроса, достаточно много компаний (от 31% до 54% в разных странах), включая организации, перешедшие в фазу стремительного роста и не столь сильно затронутые мировым спадом, считает, что у них недостаточно резервов наличности для преодоления еще одного финансового кризиса. О выживании беспокоится больше половины (52%) тех предпринимателей, чьи доходы растут, и две трети (64%) тех, кто удручен уменьшением оборота. Хуже всего, судя по результатам опроса, пришлось итальянским компаниям. Также есть корреляция между размером предприятия и тем, как ему живется в неспокойные времена: чем меньше компания, тем ей труднее.
Второй по значимости аспект – персонал: личные и профессиональные качества, навыки и опыт сотрудников считает критически важными для выживания 17% предпринимателей. У многих компаний, работающих в сравнительно закрытой среде, эти два ключевых показателя тесно связаны: сократите ценные кадры – и вы потеряете лояльность не только остальных сотрудников, но и многих клиентов.
Участвовавшие в опросе малые и средние предприятия отмечают, что теперь они идут только на риски, которые могут контролировать. Развивающиеся компании, в особенности в динамичных отраслях экономики, сталкиваются с ужесточенной конкуренцией и ростом затрат, что ухудшает общую рентабельность их бизнеса. Многим организациям пришлось после «первой волны» кризиса создавать практически заново свою клиентскую базу. Поиск новых клиентов считает своей главной проблемой 39% респондентов. Следующая по важности забота – управление денежными потоками, оно волнует чуть больше трети опрошенных (31%). При этом одна из главных сложностей в управлении денежными средствами – неплатежи и задержки выплат со стороны клиентов. Дебиторская задолженность беспокоит 44% малых и средних компаний в сфере B2B и 27% предприятий в сфере B2C.
В ходе опроса также выяснилось, что кредитные средства направляются не столько на оборотный капитал, сколько на укрепление потенциала и все чаще предоставляются под обеспечение в виде активов компании или физического лица. Инвестиции в основном используются для приобретений и финансирования расширения деятельности компаний на местных или международных рынках. По трети респондентов планирует пустить внешнее финансирование, соответственно, на пополнение оборотных средств, внедрение новых технологий и расширение производственных и/или сервисных мощностей. Ожидание роста доходов подогревает потребность в заемных средствах. Но получить их не так-то просто: только 23% респондентов отмечает, что за прошедший год условия для этого улучшились, а пятая часть опрошенных заявила, что получить кредит стало труднее. При этом средним компаниям проще договариваться с кредитными организациями, чем малому бизнесу (в этом одна из причин их сравнительно более легкой жизни).
Исследование установило, что компании, прибегающие к стороннему совету, добиваются лучших результатов, по сравнению с остальными. Такой совет может исходить как от консультантов, так и из профессиональных ассоциаций. Благодаря полученным – при широком обсуждении или приватно – профессиональным рекомендациям у малых и средних компаний больше шансов на выживание, поскольку они сокращают срочные потребности в финансировании и получают больше шансов на кредит.
Результаты исследования говорят о том, что стабильное развитие или, наоборот, стагнация компаний малого и среднего бизнеса, зависят от наличия у них необходимых инструментов, поддержки и уверенности в управлении этими рисками. Рекомендации? Четкое планирование с оглядкой на волатильность экономики, особое внимание к риск-менеджменту, и не стоит пренебрегать советом со стороны!
Источник: subscribe.ru
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!