Общий алгоритм разработки (или совершенствования) новой системы управления заключается в выполнении перечисленных далее шагов:
1. Диагностика существующей системы управления.
2. Проектирование новой системы управления.
3. Верификация и предварительное согласование проекта.
4. Детальная проработка нового проекта.
5. Внедрение новой системы управления.
Краткие описания каждого из этапов работы приведены в таблице 1.
Осуществление организационных преобразований — это, пожалуй, наиболее критичная стадия всего процесса, потому что именно в грамотном внедрении новой организационной структуры заключается успех мероприятия. Конечно, любую самую передовую идею способна загубить ее плохая реализация.
№ | Этап | Перечень основных действий | Документальный результат |
---|---|---|---|
1 | Диагностика существующей системы управления | Проведение диагностики организационной структуры и бизнес-процессов. Выявление проблем, стоящих перед компанией. Выработка рекомендаций по устранению проблем | Отчет о диагностике системы управления |
2 | Проектирование новой системы управления | Разработка решений по реализации рекомендаций. Формирование новой организационно-функциональной модели компании | Организационно-функциональная модель компании |
3 | Верификация и предварительное согласование проекта | Экспертиза организационно-функциональной модели на соответствие заявленным требованиям. Обоснование выбора альтернативного варианта системы управления. Согласование с заказчиком | Утвержденный проект системы управления |
4 | Детальная проработка проекта | Разработка детального плана реализации проекта Разработка пакета организационно-нормативных документов: положения о системе управления; положения о подразделениях; регламентов; должностных инструкций | План реализации проекта Пакет организационно-нормативных документов (положения, регламенты, инструкции) |
5 | Внедрение новой системы управления | Реализация мероприятий согласно плану внедрения новой системы управления | Организационно-распорядительные документы |
Существует ряд принципов, опираясь на которые можно эффективно и качественно провести процесс организационных преобразований.
• Воля руководства к проведению изменений. Как показывает практика, для успешной реализации организационных изменений в компании необходимо деятельное участие высших должностных лиц. Без их прямой заинтересованности в результатах дело не сдвинется с места.
• Внешняя и внутренняя PR-кампания. Большинство людей изменения воспринимают негативно, во всяком случае, вначале, это известный психологический факт. Поэтому необходимо провести большую разъяснительную работу среди персонала, чтобы показать положительные моменты организационных изменений, а также пресечь в корне зарождающиеся слухи. Кроме того, если организационные изменения касаются подразделений, которые имеют контакты с контрагентами компании, необходимо оповестить о соответствующих изменениях и их.
• Обучение персонала. Если организационные изменения связаны с изменением функций или порядка взаимодействия сотрудников (а как правило, так и происходит), необходимо заранее провести обучение персонала работе в новых условиях. Нужно обновить или создать заново соответствующие должностные инструкции и регламенты работы, провести тренинги по работе в новых условиях, при необходимости — провести профессиональную подготовку.
• Последовательность в реализации изменений. Бывает, что проекты совершенствования организационной структуры организации не доводятся до конца по каким-либо причинам: нехватка ресурсов, недовольство персонала, принятие «половинчатых» решений и т. п. Однако по сути такая ситуация означает провал проекта, поскольку результат так и не будет достигнут. Пропасть нельзя перепрыгнуть на 99%.
Организация проекта внедрения новой системы управления. Внедрение новой системы управления выполняется согласно заранее разработанному плану внедрения, который содержит в себе:
• состав работ и их взаимосвязь;
• сроки выполнения проекта в целом и сроки выполнения промежуточных работ;
• перечень ответственных за выполнение работ в проекте;
• ресурсы, необходимые для выполнения всех работ.
План организационных преобразований обычно состоит из трех блоков:
• корпоративные мероприятия;
• организационные мероприятия;
• кадровые мероприятия.
Корпоративные мероприятия связаны с проведением изменений в структуре капитала и собственности: проведение советов директоров и общих собраний акционеров, внесение изменения в устав общества и т. д.
Организационные мероприятия — это подготовка компании к осуществлению хозяйственной деятельности в новых условиях: покупка/продажа/аренда объектов основных средств, подготовка инфраструктуры и рабочих мест, заключение/расторжение договоров с контрагентами, разработка/изменение организационно-нормативной документации и т. д.
Кадровые мероприятия — это подбор/увольнение/перевод персонала, своевременное уведомление об изменении существенных условий труда, заключение новых трудовых контрактов, организация обучения и/или профессиональной переподготовки и т. д.
Типичные проблемы внедрения новой системы управления и методы их устранения. Существует несколько типичных проблем, с которыми сталкивались все компании, проводившие ту или иную реорганизацию деятельности.
1. Отрицательное восприятие перемен персоналом: сотрудники не любят оптимальные процессы, поскольку они усиливают их эксплуатацию. Причем даже если это не так, действует инстинктивное правило человеческой психики — на всякий случай опасаться всего неизвестного.
Решение: проведение PR-кампании среди персонала; пересмотр системы мотивации персонала; проведение обучения персонала.
2. Период организационной неразберихи: отсутствие информации о том, кто, что и как должен делать и за что отвечать. Далеко не все люди в такой ситуации способны взять на себя ответственность и принимать решения. Последствия такой ситуации очевидны — работа просто застопоривается.
Решение: своевременная подготовка регламентирующих документов и ознакомление с ними персонала; проведение обучающих тренингов для персонала.
3. Наличие «священных коров» в организации, трогать которых опасно. В некоторых организациях есть должности — синекуры, на которые принимают, что называется, «своих» людей. Например, на должность могут пристроить сына или племянника крупного заказчика компании (как ответную любезность за поступление заказов). Но с точки зрения выполнения прямых должностных обязанностей пользы от человека может не быть вообще.
Решение: принципиальность в проведении внедрения; полная поддержка внедрения со стороны топ-менеджмента.
4. Отсутствие или неподготовленность технической и/или информационной базы для работы в новых условиях. В управляющей компании одного крупного холдинга приняли решение внедрить систему электронного документооборота. Внедрили ее чисто административными методами: издали приказ, что с такого-то числа все документы будут приниматься только через эту систему. Одна беда — система была еще «сырая», и в результате пару месяцев в работе компании была полная неразбериха в плане документооборота.
Решение: своевременная подготовка технической и информационной базы.
5. Борьба среди высшего менеджмента за полномочия и сферы влияния. При этом «перетягивание одеяла» на себя вызывает перекос в системе управления компании в целом. Кроме того, менеджеры вынуждены тратить свои усилия не на свои прямые обязанности, а на политические интриги.
Решение: принципиальная позиция высшего руководства, проведение командообразования.
Излишние затраты возникают в несбалансированно выстроенных системах управления из-за:
• дублирования функций в структуре управления;
• неправильного разграничения сфер ответственности высшего менеджмента;
• несбалансированного сорсинга;
• несоответствия типа организационной структуры и характера деятельности компании, а также уровня ее развития.
Для совершенствования организационной структуры необходимо применять следующие оптимизационные приемы:
• устранение явных ошибок в организационной структуре: дублирование функций в различных подразделениях, несоблюдение нормы управляемости, наличие несвойственных функций в функциональных блоках и т. п.;
• построение так называемого баланса сорсинга организации. Проще говоря, это выстраивание оптимального соотношения между функциями,
• выполняемыми собственными подразделениями, и работами и услугами, закупаемыми на стороне;
• централизация либо децентрализация функций управления в каждом из направлений деятельности компании;
• изменение типа организационной структуры в соответствии с потребностями бизнеса.
1. диагностика существующей системы управления;
2. проектирование новой системы управления;
3. верификация и предварительное согласование проекта;
4. детальная проработка нового проекта;
5. внедрение новой системы управления.
Для успеха внедрения новой системы управления необходимо руководствоваться следующими принципами:
• воля руководства к проведению изменений;
• внешняя и внутренняя PR-кампания;
• обучение персонала;
• последовательность в реализации изменений.
Автор: Влaдиcлaв Aнaтoльeвич Гaгapcкий
Источник: www.elitarium.ru
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!