Музыкальная индустрия — любимый аргумент людей, выступающих в спорах за то, что Интернет нанес непоправимый вред бизнесу. Звукозаписывающие компании прошляпили момент, когда музыка стала распространяться бесплатно и обесценилась, и до сих пор не могут окончательно оправиться от этого. Даже тот факт, что индустрия в 2012 году впервые за пятнадцать лет перестала терпеть убытки (об этом много говорили в конце февраля), не обещает полного восстановления.
Успешен iTunes. Успешен Spotify. Но для того, чтобы получить первую прибыль в 2012 году (по предварительным оценкам, в районе полумиллиарда долларов), ему пришлось скитаться по инвесторам, набрать пять миллионов пользователей и стать по-настоящему удобным новаторским сервисом. Все остальные — Wimp, Rara, Napster, We7, Pure, Senzari, Grooveshark, Sony Music Unlimited, Songza, Mog, Samsung Music Hub, Lala, ThankYou.ru, Kroogi, Яндекс.Музыка и многие другие — так и не смогли извлечь достаточно денег из пользователей, отучившихся платить за музыку вообще.
Самая большая проблема RSS-ридеров лежит на поверхности: очень трудно придумать убедительную модель того, как их монетизировать. Рекламу в ридерах пользователи упорно игнорируют, так что рано или поздно все RSS-стартапы пытаются заработать деньги на чем-то другом. Чаще не получается: на кладбище уже оказались RSS-сервисы Newsgator, Bloglines, а теперь и Google Reader.
Примите это как данность: вторых Facebook, Twitter и «ВКонтакте» уже не придумать. На этом обожглись Google, Airtime, Chatroulette, Friendster, SixDegrees… Последний крупный пример — социальная сеть Renren, китайский двойник Facebook с почти идентичным интерфейсом. В мае 2011 года компания вышла на IPO на Нью-йоркской фондовой бирже, выручив на продаже акций $743 млн. Ее акции торговались по 14 долларов за штуку. В марте 2013-го — уже по три доллара. В чем причина падения популярности сайта? По словам пользователей, в том, что Renren наводнила реклама. Сеть перестала развиваться, превратившись в «бездушную копию Facebook». Беда в том, что даже Facebook еще не до конца сообразил, как монетизировать сеть более хитрым способом, чем с помощью прямолинейной рекламы.
На стол сиэттлской венчурной компании OVP однажды лег бизнес план, в котором предлагалось построить эффективную транспортную систему, совершенно безопасную для окружающей среды. Предполагалось, что люди будут передвигаться с помощью небольших персональных дирижаблей. Перелистнув несколько страниц, управляющий директор Люсинда Стюарт тяжело вздохнула и заметила: «Блестяще. Вы можете добраться куда только пожелаете. Только очень, очень медленно».
Другой пример, едва ли не безумнее, — новозеландский стартап Shweeb, пытавшийся построить монорельсовую дорогу с механическим управлением, за которое отвечают сами пассажиры. Они должны были крутить педали в пластиковых капсулах — и таким способом перемещаться от одной остановочной станции к другой. Shweeb появился на горизонте в 2010-м, снискал улыбки и симпатии журналистов, получил миллион долларов инвестиций от Google, а к 2012-му окончательно пропал с радаров.
«Каждые два года в мире появляется около 400 новых стартапов, пытающихся поженить социальные сети и сайты знакомств, — говорит Маркус Фринд, основатель сайта знакомств Plentyoffish.com. — Но всем им, кроме считанных счастливчиков, суждено умереть. Только в последнюю неделю я видел несколько новых сайтов знакомств — Paird.com, Engage.com, Justsayhi.com. Ни у одного из них нет ни малейшего шанса на успех».
Причины пессимизма Фринда можно понять: по статистике, каждый третий пользователь сайта знакомств «отваливается» каждый месяц. Это норма. У социальных сетей, выстроенных правильно, такой проблемы нет. «Если вы привлечете миллион пользователей в год в социальную сеть типа Facebook, к концу года у вас останется что-то около 800 млн пользователей, — продолжает Фринд. — У сайтов знакомств неводы имеют куда более крупные ячейки. Когда от того же миллиона к концу года останется не более 80 тысяч пользователей, считайте, что вам повезло». Конкурировать с бесплатными и более открытыми для пользователей социальными сетями становится все труднее — а через два-три года, по мнению Фринда, вся индустрия онлайновых площадок для знакомств выкинет белый флаг.
Аргумент номер один: не та страна. Аргумент номер два: не то время.
Солнечные панели не подходят для российских широт, ветряные генераторы все еще дороги в установке. Переключаться на возобновляемые источники энергии, пока нефть и натуральный газ относительно дешевы, русский человек не будет.
Стагнация новых энергетических стартапов — общая тенденция для всего мира. В 2011 году обанкротилась компания солнечной энергии Solyndra, многообещающий проект Кремниевой долины. В нее было вложено $535 млн. В том же году прекратил работу стартап Beacon Power, специализировавшийся на накоплении кинетической энергии (правда, в 2012-м его выкупил частный инвестор Rockland Capital, который надеется возродить бизнес). В прошлом году производитель фотоэлементов Abound Solar, получивший от американского правительства беспроцентную ссуду в $400 млн, закрыл заводы, уволил работников и заявил о банкротстве. По оценкам исследовательской компании CleanTech Group, общемировые венчурные инвестиции в альтернативную энергетику в 2012 году упали на 33% до $6,5 млрд. Отчасти это объясняется разорением ряда венчурных фондов, отчасти тем, что в США существенно сократились государственные инвестиции в эту отрасль.
«Придумывать поисковики, которые бы работали лучше чем Google или использовали совершенно новые способы поиска, например, ассоциативные, — все равно что говорить: человечество устало от телевизора, все равно в нем нет ничего нового, только ящик и передачи в нем», — смеется Дэнни Салливан, главный редактор портала Search Engine Land. Вот почему, в частности, провалился стартап SearchMe, пытавшийся прикрутить к поиску функцию CoverFlow — навигацию между картинками и словами как в iTunes. Впрочем, попыток посоперничать c успешными проектами все равно хватало: от легендарного поисковика Cuil, созданного выходцами из Google и IBM и закрывшегося два года спустя после старта, до недавно почившего веб-поиска Collecta, утащившего в могилу инвестиций на $5 млн. Причины тривиальны: большинство поисковиков попросту медленнее и хуже работают.
В продаже футболок нет ничего привлекательного или новаторского — это обычный малый бизнес, сопряженный с кучей головной боли, низкой маржой, а в России еще и неудобной доставкой. Тем не менее желающих открыть свой онлайновый магазин футболок не убавляется: по запросу «футболка онлайн» появляется как минимум сотня компаний, занимающихся примерно одинаковым производством. При этом мировые магазины с доставкой в Россию, например, Threadless.com, одной левой побеждают отечественных конкурентов по цене.
Послушайте Рамина Сети, автора книги «Я научу вас как разбогатеть»: «Мы почему-то уверены, что наши футболки с отличными рисунками и изобретательными надписями обязательно полюбятся клиентам. Правда в том, что в этом уверены тысячи предпринимателей, затевающих аналогичный бизнес. Да что там, у меня у самого был магазин футболок. Я создал три модели, две из которых провалились, а одна кое-как продавалась. Но это ни на йоту не приблизило меня к статусу миллионера».
Учитывая, что люди вечно недовольны своими автомобилями, нетрудно предположить, что это идеальное поле для стартапа. Предположение ложное. Даже компании, имеющие перспективы в области электрокаров, пока не смогли доказать свою эффективность. Израильский стартап Better Place имел прекрасные возможности: компактную страну, хороший инновационный климат, инвестиции, даже инфраструктуру электрических зарядных станций. За шесть лет существования компания продала всего 750 автомобилей и объявила в феврале об убытках в $500 млн. А буквально на прошлой неделе свою компанию покинул основатель Fisker Automotive Хенрик Фискер — неизвестно теперь, как будет продаваться ее спортивный электрокар Karma стоимостью $100 тыс. В 2011 году обанкротилась компания Aptera, тоже занимавшаяся электрическими автомобилями. Правда, на следующий год ее выкупил китайский концерн Jonway Group, но перезапустить бизнес ему пока не удалось.
В чем причина провала автомобильных стартапов? Аналитики утверждают, что пока общество не готово к «массовой смене парадигмы». Проще говоря, попробуйте начать пересаживать водителей за электрическую баранку через несколько лет.
Долгое время эта ниша действительно сулила золотые горы. Однако новаторские идеи исчерпались, а вместо них расплодились клоны успешных проектов. Платформы для продажи билетов со скидками, поиск отелей, советы путешественникам, интерактивные карты, онлайновые путеводители, социальные сети для путешественников, обмен домами… Сегментов бесконечное множество, но ни в одном из них за последние два года не появилось сколько-нибудь крупных игроков.
Повторять достижения Booking.com, TripAdvisor и Airbnb — дело неблагодарное в первую очередь из-за огромной конкуренции. Стартапу для путешественников с первых минут жизни приходится бороться за жизнь интенсивнее, чем кому бы то ни было еще. Но жизнь эта, увы, имеет свойство быстро заканчиваться — как закончилась у Dopplr, Trippy, Gogobot, Joobili и сотен других проектов для путешественников.
Источник:www.computerra.ru
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!