Недвижимость, которая нам не светит

08 апреля 2008    Редакция RB7    883
Много написано о жилой недвижимости, ну, в крайнем случае, о недвижимости, используемой человеком для извлечения прибыли или удовольствия и называемой за это «коммерческой», и никогда не пишем о недвижимости со специфическим назначением.

Много написано о жилой недвижимости, ну, в крайнем случае, о недвижимости, используемой человеком для извлечения прибыли или удовольствия и называемой за это «коммерческой», и никогда не пишем о недвижимости со специфическим назначением. О той, в которой и жить нельзя, и продать сложновато, да и непонятно, кому она такая нужна. В общем, о недвижимости, которая и не дом, и не магазин, да и на офис не похожа, а гордым именем «недвижимость» именуется потому, что прочно связана с землей, иногда со скалами. Хоть и это не факт. И яркий пример такой «нестандартной» недвижимости – маяки.

Вот что пишет о маяках энциклопедия «Кругосвет»: «Маяк – сооружение в виде башни, располагаемое в судоходных водах или на суше вблизи них. Он служит видимым ориентиром днем и испускает непрерывный свет или световые вспышки ночью, чтобы предупредить моряков об опасностях и помочь им в определении безопасного курса судна».

Первый маяк, или Седьмое чудо света


Первый маяк, о котором мы доподлинно знаем, – Александрийский, или Фаросский, он же – седьмое чудо света, построенное в 290-х – 270-х годах до н.э. на острове Фарос вблизи египетского города-порта Александрии. Он указывал морякам путь в александрийскую бухту. Ночью огнем, горящим на вершине башни маяка и отражающимся в бронзовых зеркалах, днем – столбом дыма.

Архитектор, построивший его, – Сострат Книдский высек в основании маяка надпись: «Сострат, сын Декстифона из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей». Эту надпись видели римские путешественники.

Внешний вид Александрийского маяка донесли до нас древние александрийские монеты и описания арабского путешественника, посетившего Александрию в XIII веке: цоколь огромного строения был квадратный, средняя часть выполнена в виде восьмиугольной башни, а верхняя – круглая, обнесенная колоннами и облицованная белым мрамором. На вершине маяка стояли статуи-флюгеры, расположенные по сторонам света, а в центре куполообразной крыши расположился повелитель морей Посейдон.

Общая высота здания составляла 150 метров. По разным свидетельствам, свет от маяка был виден на расстоянии от 50 до 100 километров. А с самой башни бдительные стражи Александрии издалека могли заметить приближающиеся корабли врагов.

Упадок чудесного строения связывают с падением Римской империи и заболачиванием Александрийской бухты. Сначала обвалилась верхняя башня, а потом, в 1326 году, маяк был окончательно разрушен землетрясением.

Первый российский маяк на нероссийской земле


Первым маяком в русских водах принято считать маяк на полуострове Кыпу, или Дагерорт, на Балтике.
Это 36-метровое сооружение было построено в 1504–1526 годах и надстраивалось в 1538 году. Материалом для строительства послужили валуны и известняк. Массивная четырехгранная башня с контрфорсами начала служить мореплавателям в 1531 году, когда на ее крыше впервые разожгли огонь, чтобы указывать путь кораблям. На высоте 24 метров находилось нижнее помещение с 2 окнами – восточным и западным. В нем размещались смотрители маяка. Огонь же разводили через час после заката над верхним помещением на решетке, дрова туда поднимались специальной лебедкой. Свет от костра был виден на море на 15 миль.

В 1845 году маяк перестроили и переоборудовали. В нижней его части, в южном контрфорсе, вырубили каменную лестницу. Вместо костра на решетке поставили фонарь, с 23 масляными лампами и отражателями с нанесенным серебром. А в 1859 году поставили более современный осветительный прибор, и маяк стал виден с расстояния в 50 километров.

Следующее обновление оснастки маяка совершилось в 1900 году, когда взамен устаревшей установили новейшую французскую свето-оптическую систему. А в 1940 году к маяку подвели ЛЭП. После войны пострадавшую от обстрелов башню восстановили и обновили навигационное оборудование.
Сейчас башня на полуострове Кыпу уже не служит маяком.

Храм-маяк на Секирной горе


Наверное, самым удивительным в России был и остается и ныне действующий маяк-храм. Его построили в 1862 году на Соловецких островах, а вернее, на самой высокой точке Большого Соловецкого острова – горе Секирной высотой 98,5 метров над уровнем моря. Это белокаменный храм Вознесения. Как маяк он начал работать в 1867 году. Он и по сию пору самый крупный маяк на Белом море. Ориентир для судов возвышается над морем на 123 метра, и его электрический свет, получаемый от дизельных генераторов, виден почти на 22 мили. Сам маяк находится над церковью вместо креста.

Секирная гора славна не только маяком. С 1923 года на Соловках были лагеря особого назначения, где к 1930 году содержались уже 60 тысяч заключенных. Условия содержания в этих лагерях были таковы, что средняя продолжительность жизни заключенного не превышала пяти лет. Для ужесточения режима местное начальство вводило собственную систему наказаний, не последнюю роль в которой играла та самая Секирная гора. На гору вела крутая лестница в 365 ступеней. Ее сделали орудием казни. Провинившегося заключенного привязывали к бревну и сбрасывали вниз по ступеням. Подножия он достигал уже мертвым.

На Южном берегу Крыма, в селе Малореченское, находится еще один храм-маяк. Построен он совсем недавно, освящен в 2007 году во славу Николая Мирликийского (Чудотворца) и посвящен памяти погибших на водах. Высота этого храма-маяка – 65 метров. И это самый высокий храм в Крыму.
.
Церковь планируется сделать частью мемориала в память жертв кораблекрушений. А в цоколе будет открыт музей морских катастроф двадцатого века.

Справка:
Маяки бывают береговые, устанавливаемые на берегу либо на прибрежных островах, и плавучие (морские), работающие на кораблях или специальных плавучих платформах.
По функциональному назначению маяки разделяются на:
• Опознавательные – служат знаками при входе в порт или в том месте, где суда меняют курс, а также для обозначения опасных участков.
• Створные – служат для указания судам входа в гавань или порт.
Основные требования, предъявляемые к маякам:
• Координаты маяка должны быть точно определены и нанесены на карту.
• Маяк должен быть хорошо виден и днем и ночью.
• Огонь маяка не должен быть принят за случайный огонь на берегу.
• Маяк должен иметь туманную сигнализацию.
В настоящее время количество работающих маяков во всем мире не превышает 1,5 тысяч.


Автор: Татьяна Хейн
Источник: sob.ru


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!