Реформа ЖКХ: ожидаются заморозки

25 февраля 2010    Редакция RB7    885
Минрегион РФ предлагает на три года заморозить рост тарифов на газ, тепло и воду.

Глава министерства Виктор Басаргин считает, что это поможет сдержать стремительное повышение цен на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ): за прошлый год цены выросли в среднем по России почти на 20%. Участники рынка ЖКХ против. Они полагают, что нужно не ограничивать тарифы, а обеспечить платежеспособность населения.

Инициатива по замораживанию цен - одно из положений будущей федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 годы». Ее Минрегион до 15 апреля этого года должен представить на рассмотрение правительства РФ.

Концепцию этой программы, которую разработал Фонд содействия реформированию ЖКХ, федеральное правительство уже утвердило. Она предусматривает, что в течение 2010-2015 годов в жилищно-коммунальную отрасль страны будет привлечено около 4,1 трлн рублей, из которых доля государства - 422 млрд. Остальное - частные инвестиции и кредиты (около 2,555 трлн рублей), а также средства от сбора квартплаты с граждан.

«Реформа будет идти на принципах частно-государственного партнерства. Но для участия инвесторов нам нужно сделать отрасль ЖКХ привлекательной, в том числе за счет перехода на прогнозируемое долгосрочное тарифообразование», - считает Виктор Басаргин.

Для этого, в частности, с 2013 года предполагается предоставлять для привлечения инвестиций в отрасль субгарантии федерального бюджета объемом до 117 млрд рублей ежегодно при условии предоставления гарантий бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

От производителя

В результате реализации программы, как ожидается, будет реконструирован жилфонд с физическим износом более 65%, а доля жилья с износом 31-65% к 2020 году будет снижена до 19% от всех российских многоквартирных домов. Также программа поможет оптимизировать расход ресурсов на энерго- и теплоснабжение.

Виктор Басаргин на недавнем совещании о реформировании ЖКХ в Екатеринбурге сообщил, что за последние 15 лет рост тарифов на ЖКУ стабильно превышает инфляцию. По данным Росстата, в среднем по РФ расценки на ЖКУ с 1 января 2010 года выросли по сравнению с 2009-м на 10% (за прошлый год в целом рост составил 19,6%). При этом рост в основном происходит за счет повышения тарифов на коммунальные услуги, а не на жилищные. Например, в Петербурге коммунальные платежи увеличились на 20%, жилищные же - всего на 2-3%.

В минрегионе подсчитали, что на сегодня средняя доходность в сфере ЖКХ не превышает 5%, в то время как при адекватной тарифной политике она могла бы составить 30% (если, конечно, еще и заменить всю изношенную инфраструктуру жилкомхоза).

Сегодня в тарифы на ЖКУ закладывается не только собственно стоимость услуг, но и потери поставщиков коммунальных услуг, а также риски неплатежей населения. По сути, никто не ограничивает аппетиты коммунальных предприятий по увеличению цен на их услуги. Чиновники считают, что если зафиксировать предельные расценки на три года вперед, то это позволит покупателям услуг более уверенно планировать свою деятельность и привлекать инвестиции.

Кроме того, в этом году должны вступить в силу новые Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Минрегион утвердил их своим приказом от 29.12.2009 № 611. Они предусматривают, в частности, заключение прямых договоров на поставку услуг между собственниками жилья и монополистами. Население будет получать отдельные счета за тепло-, электро-, водо-, газоснабжение исходя из показателей приборов учета (ими, согласно планам правительства РФ, к 2012 году должен быть оснащен весь жилфонд). В таком случае потребитель будет платить только за те услуги, которые он получил.

Действующие правила предусматривают, что те, у кого стоят счетчики на оплату коммунальных услуг, должны платить не только по показаниям этих приборов, но и компенсировать расходы на обслуживание мест общего пользования – например, освещение подъездов, работу лифтов и т.д. При этом на тех, у кого счетчиков в квартире нет, этот порядок не распространяется. Они платят по утвержденному властями среднему нормативу потребления услуг. Новые правила перекладывают эти расходы на тех, у кого нет счетчиков. Так правительство намерено стимулировать население ставить приборы учета.

Правила предполагают комбинированные варианты заключения договоров с поставщиками услуг. Механизм их действия таков: собственники жилья на общем собрании определяют перечень услуг, на которые будут заключены договоры с управляющей компанией или они будут доверены ТСЖ (ЖКС, ЖК) - например, содержание и ремонт жилья, уборка придомовых территорий, вывоз мусора и т.п.

Общее собрание также определяет перечень услуг, на получение которых будут заключены прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. При этом каждый собственник может заключить с ними договор от своего имени или доверить это право управляющей компании (либо правлению ТСЖ или кооператива).

Правда, новые правила пока не зарегистрированы Минюстом. На прошлой неделе эта структура отказала Минрегиону, мотивируя это тем, что в проекте правил содержатся нормы о защите прав потребителей, а это не относится к компетенции министерств и ведомств. Минрегион намерен скорректировать документ и добиваться его утверждения.

Свобода привлекательнее

По мнению председателя совета Ассоциации управляющих и эксплуатирующих организаций в жилищной сфере Евгения Пургина, расценки на ЖКУ должен устанавливать рынок, а не государство. «Другое дело, что государство должно позаботиться о социально не защищенных слоях населения, о малоимущих, обеспечив им возможность платить за жилищно-коммунальные услуги», - говорит Евгений Пургин.

Генеральный директор ООО «РЭС ТСВ» Сергей Тихонов убежден, что сама система тарификации ЖКУ в нашей стране ущербна.

«Около 80% всей квартплаты жильцы перечисляют монополистам, и только пятая часть квартплаты идет обслуживающим и эксплуатирующим организациям. Из-за этого денег на обслуживание дома катастрофически не хватает. Их недостаточно даже на набор квалифицированного персонала. Соотношение между жилищными и коммунальными услугами в наших квитанциях должно быть изменено на прямо противоположное, в пользу жилищных услуг - именно так распределяются доли между ними за рубежом. Но сделать это можно будет только тогда, когда мы станем оплачивать только реально полученные услуги, то есть за все платить по счетчику», - считает Тихонов. Сдерживание тарифов, уверен он, только дестабилизирует рынок.

Эксперты полагают, что привлекательность ЖКХ обеспечивается в том числе и возможностью для бизнеса самостоятельно устанавливать тарифы на свои услуги. И если лишить бизнесменов этого права, то рынку снова грозит монополизация - со стороны государства и прогосударственных структур.

«Фундаментально эта сфера достаточно привлекательна с точки зрения инвестиций. Платежеспособный спрос на данный тип платных услуг, понятное дело, не является эластичным и остается устойчивым даже в условиях снижения доходов», - комментирует аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

По его мнению, инвестиции в ЖКХ могут приносить очень существенную прибыль. Правда, оценить ее масштабы Клягин не взялся, пояснив, что многое зависит от того, во что реально воплотятся реформаторские обещания властей. При этом он отметил, что о высокой доходности рынка ЖКУ говорит хотя бы участие в нем девелоперов. Особенно они активизировались в этой сфере в период кризиса.

«Девелоперы используют различные варианты диверсификации своего бизнеса, в том числе входя в проекты в сфере ЖКХ, которые способные стабильно генерировать денежный поток», - говорит Максим Клягин.

Автор: Ольга Мягченко

Источник: www.bpn.ru


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!