Игры с ребёнком

18 сентября 2009    Редакция RB7    895
На протяжении всего раннего детства решающая роль в умственном развитии ребенка принадлежит близким ему взрослым.

Они открывают малышу многообразие окружающего мира, учат рассматривать предметы, прислушиваться к звукам, понимать простейшие связи между причиной и следствием, производить элементарные обобщения, различать и сравнивать предметы по их свойствам, говорить и сосредоточенно заниматься.

Первым помощником взрослого в умственном развитии малыша служат игрушки

Взрослые показывают детям, как и что можно сделать с каждой из них, и ребенок запоминает способы действий, воспроизводя их самостоятельно или с помощью старших. В процессе таких действий развивается восприятие, мышление, память, внимание. Ребенок запоминает названия действий и предметов, что способствует развитию речи.

В первые месяцы главная забота – научить детей воспринимать предметы. Уже в первые недели жизни младенец замечает предмет, перемещающийся в поле его зрения. Но он еще не способен воспринять его, выделить из окружающего. Этому он постепенно учится.

С конца первого, начала второго месяца у него развивают слежение за перемещающимся предметом: медленно передвигая игрушку в горизонтальном направлении, стараются "поймать" его взор и "ведут" за предметом. Сначала слежение носит скачкообразный характер, и предмет быстро ускользает. Вскоре оно становится плавным. Научившись следить за движущимся предметом, ребенок начинает задерживать взор и на неподвижном. Он подолгу всматривается в лицо склонившегося над ним взрослого и прислушивается к его голосу. Малыш внимательно смотрит на яркую погремушку, которую показывает ему взрослый, прислушивается к ее звучанию и следит, как она, гремя, перемещается.

Если над кроваткой малыша (примерно с 1,5-2 месяцев) подвесить на высоте 70-80 см над грудью яркий шарик или крупную погремушку, время от времени приводя её в движение, он будет рассматривать игрушку и следить за перемещением. Так с пользой для развития зрительного восприятия проведет он часть бодрствования.

С 2,5-3 месяцев, когда снижается гипертония мышц конечностей, ребенок производит много хаотических движений руками и ногами. К этому времени игрушки надо повесить так низко, чтобы малыш наталкивался на них руками. Содружество руки и глаза необходимо для формирования зрительного восприятия предметов. Это также поможет ему впоследствии научиться брать игрушку.

К 4 месяцам ребенок уже может потянуться к висящей над ним игрушке, и если у нее есть кольцо или ручка, ухватиться и раскачивать её, прислушиваясь к звучанию и подолгу развлекая себя таким образом.
В этом возрасте ребенка надо учить поворачивать голову в сторону звучащего предмета, отыскивая и находя его взором. Для этого полезна такая игра: взрослый, находясь, то по одну, то по другую сторону кроватки, при условии, что ребенок не видит его, зовет по имени малыша или гремит погремушкой, ожидая, пока он повернет голову по направлению к звуку.

К 4-5 месяцам восприятие ребенка настолько совершенствуется, что он узнает мать, радуясь ее появлению, а незнакомых людей встречает настороженно.

Очень рано дети различают цвет и форму предметов

Поэтому надо позаботится о том, чтобы игрушки, предлагаемые ребенку, имели разную окраску и форму. Так в 4-5 месяцев он способен замечать новые игрушки, их надо периодически заменять: игрушку, которая уже не привлекает внимание, заменить другой, а потом снова дать её. Вскоре к 6 месяцам, ребенок научится брать игрушку лежащую рядом с ним. В этот период нужны игрушки не только различающиеся формой и окраской, но и выполненные из разного материала: резины, пластмассы, дерева. Манипулируя ими, ребенок знакомится с их свойствами: одни мягкие, при нажатии "пищат", другие твердые, третьи гладкие и т.п.

В 6-7 месяцев ребенок перекладывает погремушку из руки в руку, постукивает, "пробует на вкус", и иногда забавляется тем, что бросает ее на пол, а получая обратно, повторяет это снова и снова. Не надо раздражаться. Таков его путь познания мира!

В 6-7 месяцев ребенка учат понимать несколько слов: находить взглядом называемый взрослым предмет, выполнять по предложению взрослого некоторые действия: "помаши ручкой", "сделай ладушки" и т.д.

С 8-9 месяцев действия ребенка с предметами становятся более сложными и разнообразными. Подражая взрослому, он катает мяч, складывает шарики в ведерко, позднее прикладывает крышку к коробочке.

С 9-10 месяцев у ребенка формируется способность сосредоточенно заниматься с игрушками, достигать результата: надеть колечко или положить кубик на кубик, да так, чтобы он не свалился. Развивается сообразительность: например, для того чтобы сложить половинки матрешки, надо определенным образом повернуть их, то есть соотнести по положению в пространстве. Пробуя и ошибаясь, прикладывая половинки и так и эдак, поглядывая, как это делает взрослый, малыш добивается нужного результата. Иногда достаточно показать ему, как это делается, вызвать у него подражание, в некоторых случаях можно и помочь, проделывая нужные действия его рукой.

Примерно в 11-12 месяцев многие дети произносят свое первое осмысленное слово. С развитием речи изменяется вся психическая деятельность ребенка. Благодаря слову более полным и осмысленным становится восприятие. Называние предмета помогает ребенку узнать его, вспомнить о тех действиях, которые можно выполнить с ним. Меняется память. Ребенок запоминает не только образ предмета, но и название. На этом этапе надо как можно больше разговаривать с ребенком. Стимулировать его к общению.

Источник: Дети Сети


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!