Рождение человека – огромное событие для семьи, ожидаемое с радостью, надеждой и … страхом. Понятно, почему в период зарождения новой жизни, перед появлением крохи и в первые дни его чудесного прихода в этот мир многие женщины становятся особенно суеверными.
Нередко нам приходят письма, в которых женщины просят ответить на не совсем обычные вопросы или разрешить ситуацию, которая им кажется странной, необъяснимой. Приведем несколько примеров.
«Накануне родов решила привести себя в порядок, в частности, сделать стрижку. Мама сказала, что в моем положении этого лучше не делать. Правда, что беременным нельзя стричь волосы?»
«У меня маленький срок беременности. Хотела рассказать о своем счастье подругам, коллегам. Муж вычитал в одной книжке, что это запрещено. Почему? Как это объяснить?»
«Ждем появления первенца. Сделали в квартире ремонт и обустроили детскую комнату. Приехала в гости бабушка и сказала, чтобы я срочно разобрала кроватку. Нельзя, чтобы до рождения крохи в доме стояла пустая кроватка. Это так?»
Обряды, заговоры, поверья, приметы, пословицы и т. п. - это часть нашей культуры. На протяжении веков они складывались в целостную картину мира, отражающую народный менталитет, наш самобытный этнос. Эти своеобразные советы, рекомендации и установки не имеют никакого отношения к религии, вере, они являются тем, что принято называть суевериями.
Зарождение новой жизни в нашей народной культуре считалось величайшим таинством и, соответственно, период беременности обставлялся многочисленными рекомендациями и запретами. Прежде всего, традиции предписывали беременной женщине соблюдать нравственную чистоту - жить праведно, ни в коем случае не ругаться «черным словом», не обижать домашних животных, не красть и т.д. Все неблаговидные поступки могли отразиться на здоровье и судьбе будущего младенца.
Свое положение она должна была держать в тайне до того момента, когда ребенок начнет шевелиться. Беременной женщине непременно нужно было отстранять от себя предметы неприглядного вида, не смотреть на безобразных зверей и калек, чтобы не испугаться. Ей возбранялось принимать участие в похоронах и быть крестной матерью. Женщинам «в положении» не рекомендовалось глядеть на огонь, находиться на кладбище и перекрестке, выходить из дома после захода солнца, подходить к строящемуся дому, сидеть на пороге и переступать через полено. Также считалось плохой приметой, если она в последние месяцы перед родами пострижет волосы. В период храмовых праздников поведение беременных особенно строго регламентировалось: им запрещалось что-либо связывать, гнуть, кроить, шить, латать. Такие виды работ, согласно поверьям, могли спровоцировать трудные роды.
Считается хорошей приметой, если в доме переночует беременная - в нем не будут переводиться деньги или в семье случиться приятное событие. Встреча с беременной предвещает удачу. Если женщине снится, что она беременна, - это к успеху и прибыли.
В старые времена говорили: «Счастлив отец в сыновьях, а мать – в дочерях». Беременная женщина и близкие ей люди желали заранее узнать пол будущего младенца. Бытовали самые разные приметы-наблюдения. Если первые три месяца беременности легкие – родится мальчик, тяжелые – девочка. Если плод на правой стороне и мать хорошо ест всякую пищу – родится мальчик; если плод в левом боку и причуд много – девочка. Если беременная на вопрос, кого она ждет, конфузится, и живот у нее округлой формы, то родится девочка. Если же она не смущается, когда ее спрашивают, кого она родит, и живот ее принимает острую форму, то будет мальчик. Если правая грудь во время беременности будет полнее, родится мальчик. Деревенские старики иногда просили беременную женщину, ничего не знающую о проверке, сесть на пол, а затем – встать. Если при вставании она оперлась на правую руку – жди мальчика, если на левую – девочку.
Так, чтобы родить мальчика, во время совершения супружеского акта под голову кладут шапку. Если девушка будет есть хлебные горбушки, то у нее в замужестве родится сын.
Роды в народной культуре воспринимались как наиопаснейшая ситуация как для женщины, так и для новорожденного. Когда наступали роды, женщина просила у присутствующих прощения сделанных обид и огорчений. С нее снимали всю одежду (кроме рубахи), украшения, ей расплетали косу.
Момент наступления родин скрывали самым тщательным образом не только от посторонних, но и от членов своей семьи. Главная причина крылась в народном представлении о том, что разный у людей глаз бывает: сглазить могут и родильницу, и ребенка. Пуще всего боялись, что девка какая узнает о начале родов. В этом случае особенно долго будет мучиться женщина. Чем меньше людей знает о наступлении родов, тем легче рожать.
Для облегчения страданий отпирали в доме все замки и открывали все ящики. Если женщина сильно и долго мучилась, зажигали венчальные свечи перед образами, а ее трижды водили вокруг стола. Иногда, чтобы ускорить разрешение от бремени, домашние неожиданно пугали роженицу, крича под окном: «Пожар! Горим!». Если женщина мучилась двое или трое суток, просили священника отслужить молебен.
После благополучного окончания родов повивальная бабка купала ребенка. Новорожденного обмывали водой, в которую до этого клали серебряные монеты. Считалось, что этот ритуал обеспечит ему богатство в будущем. Воду после купания девочки выливали в малинник, так как малина символизировала красоту. До сих пор сохранилось в языке выражение «Не девка – малина!». После купания мальчика вода выливалась на перекресток дорог – на счастье.
Существовал обычай принимать новорожденного в отцовскую рубаху, чтобы отец любил, и класть на косматый тулуп, чтобы был богат. Ребенка первому передавали отцу, который сам клал его в люльку и как бы прилюдно признавал своим, кровным.
После всех перенесенных мук женщина понимала: «Деток родить – не веток ломить». Однако проходило совсем немного времени, и в семье снова ждали появления на свет человечка. Горьки родины, да забывчивы.
Родятся дети, по образному меткому народному слову – как грибы, растут – как пшеничное тесто на опаре. Хотя и беден иной отец, а на тесноту от ребят жаловаться не станет. Все помнили заветные слова дедов и прадедов, говоривших, что много детей бывает, а лишних никому Бог не пошлет.
Дети, по словам народной мудрости, - благодать Божья. Какое без них семейное счастье! «У кого детей много, тот не забыт от Бога», - так говорили наши предки. Старые люди давали молодоженам, лишенным детей, добрый совет: взять чужого ребенка-сироту «в дети», чтобы Бог простил, своих деток зародил. Очень часто так и происходило. Вскоре после появления в семье приемного ребенка, женщина могла зачать и выносить своего.
Возможно, какие-то поверья и ритуалы вам показались наивными, забавными и даже смешными. Но если задаться целью объяснить их происхождение, поразмышлять над их целесообразностью, соотнести их с достижениями современной науки, то могут получиться любопытные результаты.
Вы помните, что новорожденного купали водой, в которую клали серебряные деньги. В наши дни установлено, что «серебряная вода» образуется при хранении воды в серебряных сосудах или при контакте воды с серебряными изделиями. Частицы серебра в такой воде уже при небольшой концентрации обладают антисептическими свойствами, так как серебро способно блокировать ферментные системы микробов. Получается, что после купания в такой воде малыш если и не станет мгновенно богатым, то здоровеньким будет обязательно.
Безусловно, не все, что досталось нам в наследство в качестве фольклора, можно объяснить с позиции современного человека, просвещенного, рационально и логически мыслящего. Однако стоит учитывать, что суеверия - часть нашего многовекового наследия. Они заключают в себе тысячелетнюю мудрость народа. В некоторых из них содержится здравый смысл. Вероятно, к суевериям не всегда надо относиться лишь как к нелепым заблуждениям, пережиткам прошлого. Многие беременные женщины и роженицы следуют каким-то разумным советам, передаваемым из поколения в поколение.
В старые времена будущему ребенку вместе с пеленками готовили куклу. Делали ее без иголки и ножниц - нельзя было ни резать, ни колоть. Ведь в этот талисман вкладывалась материнская сила и забота, которые должны были оберегать младенца. Игрушку сворачивали из цветных тряпок и клали в пустую пока колыбельку: обжить, обогреть ее. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним, приговаривая: «Сонница - бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». Кукла не была игрушкой для ребенка. Она как бы отвлекала на себя злые силы, так ее и назвали - берегиня, или оберег.
Тряпичную берегиню дарили не только малышу. Такую куколку, сделанную своими руками, мать дарила дочке перед свадьбой, благословляя ее на замужество. И гости дарили невесте кукол, чтобы больше родилось детишек. Куколкой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Ее брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».
Делали кукол не только из тряпок, а еще и из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Однако все славянские куклы были похожи в одном: у них не было лица. Считалось, что, если кукла будет уж очень походить на человека, в нее может вселиться злой дух. О куклах-оберегах сочиняли сказки, в которых они выступали волшебными помощницами, давали своим хозяевам мудрые советы. Их любили, берегли, передавали по наследству. Ими любовались, брали в руки, носили с собой и, наконец, стали ими играть. К началу 19 века кукла окончательно стала куклой, то есть игрушкой для ребенка. Давно ушел в прошлое и суеверный запрет на кукольное лицо.
С древних времен и во всех странах верующие люди еще задолго до разрешения родительницы от бремени молились за благополучный исход родов, обращались за помощью к Богу. У каждого народа были и есть свои покровители на сей случай. И на Руси знали, каким святым молиться, у кого из них помощи просить и когда день памяти их. Покровительницами рожениц считались святая Анастасия Узоразрешительница и святая Анна, в день памяти которой (22 декабря) беременным полагалось поститься и запрещалось заниматься какой-либо работой.
Православные верующие считали, что облегчение родильнице может принести такая молитва: «Господь со мною, Господь оберегает меня, рабу твою (имярек), во дни и в нощи и на всякий час! Прошу и молю тя, Господи, через муку Твою святую, которую претерпел нас ради грешных, и кровь святую праведную юже излиял! Святой Пророче Предтече Господень Иоанн и все святые! Молите о мне, грешной, милостивого Бога дати ми дитя породить».
Автор: Татьяна Порецких
Источник: bt-lady.com.ua
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!