Они так давно стали неотъемлемым атрибутом счастливого детства и инструментом воспитания, а уж разнообразие литературного сказочного наследия просто поражает воображение – народные и авторские, русские и иностранные, малышовые, подростковые и даже взрослые.
Вековая мудрость в том, что именно сказки были первыми учебниками для маленьких людей – они рассказывали им о жизни в большом мире, о принятых в них законах и правилах, учили жизненным ценностям и прививали любовь к добру и основы той морали, принятой в среде, в которой ребенок родился.
В русской воспитательной традиции сказки маленькому ребенку, как правило, рассказывала женщина – мама, бабушка, кормилица или нянька. Именно эти люди были наиболее родными и близкими для малыша – звуком своего голоса, теплом своих рук они согревали, успокаивали при плаче или болезни, дарили покой и счастье даже самому беспокойному и непоседливому малышу. Женские сказки были протяжными, спокойно-эмоциональными - зачастую ритмичными, с множеством повторов и неторопливым действием. Смысл такой сказки – отвлечь ребенка от активных игр и проказ, успокоить, подготовить ко сну, заворожить тихим журчанием рассказа.
– их структура часто построена таким образом, что, уловив внимание малыша, они уже не дают ему отвлечься от сюжета. Достигается это специальными словами, ритмикой, повышением или понижением тембра, сменой интонацией. Все эти уловки позволяли развивать детское воображение и фантазию, а устная речь прекрасно воспринималась даже без разглядывания картинок.
В наше время чтение и рассказывание сказок детям – преимущественно мамино или бабушкино дело. Но и папу стоит привлечь к этому полезному занятию. Современные дети испытывают дефицит мужской составляющей в процессе воспитания, а сказка – это отличный повод для папы или дедушки пообщаться с ребенком и подарить ему радостные моменты.
Мужские сказки остросюжетны, жизнерадостны, они легко превращаются в игру или инсценированное с помощью игрушек представление. Малыши любят спонтанные игры и забавы, поэтому даже наличие для этого игрушек совсем необязательно – можно обойтись бытовыми предметами или тем, что окажется под рукой – ручки, отвертки, бумажные фигурки.
Распространено мнение, что сказки несут исключительно добро и воспитывают в детях человеколюбие и положительные эмоции. Однако с древними сказками не все так просто, и их скрытый, глубинный смысл может отличаться от того, который мы вкладываем в них сейчас.
А темы, в которых они поднимались, были отнюдь не детскими: часто они рассказывали о неизбежности смерти, сказочные персонажи могли олицетворять враждебные стихийные силы – голод, болезни, войны, а сюжеты были неоднозначны и редко имели хеппи-энд в современном понимании.
К тому же, в те времена сказки были продолжением мифологии, и были наполнены метафорами и олицетворениями. С веками сакральный смысл этих сказаний терялся, сказки видоизменялись и упрощались, мрачные моменты опускались, а сюжеты становились все больше ориентированными на детей.
Прежде всего, нужно ориентироваться на возраст ребенка. Интересоваться устной речью дети начинают ближе к году – именно тогда можно знакомить ребенка с простыми сказками, в которых можно подражать звукам и разговорам знакомых героев – мышек и кисок, птичек и машинок. Яркие книжки с крупными рисунками и небольшим количеством текста подойдут для этого лучше всего. И не забывайте о мимике и жестах – малышам нравится, когда по ходу сюжеты взрослые активно демонстрируют сюжет – гримасничают, жестикулируют, жалеют и защищают нарисованных героев.
Детям раннего возраста 2-4 лет уже можно начинать понемногу рассказывать волшебные сказки, так как к этому возрасту они уже способны фантазировать. Однако, помните, что различать реальный и вымышленный мир дети учатся только к 4-6 годам. Поэтому не слишком увлекайтесь насыщенностью сюжета – иногда у детей может развиться страхи и боязнь отрицательных сказочных персонажей, которая окажет влияние на психическое развитие ребенка.
Очень полезно приучать детей слушать и понимать сказки о природе и жизни животных. Они отлично расширяют кругозор и формируют эрудицию – зачастую дети лучше взрослых разбираются в разновидностях жучков, птичек или экзотических животных. Эти сказки играют важную роль в экологическом воспитании - и отлично, если у вас есть возможность продемонстрировать ребенку жизнь знакомых персонажей в естественных условиях. И, кто знает, быть может, поощряя увлечение природой и животным миром, вы поспособствуете тому, что из вашего ребенка вырастет светило биологической науки?
Дети 4-6 лет и младшие школьники могут уже сами высказывать предпочтения и выбирать себе сказки. Им часто нравятся сказочные рассказы о детях- ровесниках – например, книжки о Карслоне, Незнайке, Вини-Пухе и его друзьях, повести Э. Успенского или серия о волшебнике Изумрудного города.
Даже если ребенок научился читать свои первые книжки, не отказывайте ему в просьбе почитать перед сном – ведь его литературные интересы часто обгоняют технику чтения. Старшие дошколята уже интересуются толстыми книжками и длинными сказками, которые можно читать постепенно, день за днем.
Подростки самостоятельно читают книжки о Гарри Потере, различные истории о супергероях, юношескую фантастику или «фэнтези» – своего рода «продвинутый» вариант волшебных сказок. Если вы приучите подростка читать, хотя бы то, что ему нравится, а не смотреть телевизор или играть в компьютер – вы можете себя поздравить! Ведь чтение развивает память, интеллект, фантазию и образное мышление, а значит, ребенок будет лучше учиться и обязательно найдет свое место в жизни.
Источник: subscribe.ru
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!