...Но если к пяти годам ребенок не выговаривает, например, звук «р», то вас должно это обеспокоить. Ликвидировать картавость и прочие дефекты речи малыша нужно обязательно.
Дети с недостатками произношения очень часто бывают замкнутыми, робкими, стесняются читать стихи вслух, рассказывать сказки, на праздничных мероприятиях в детском саду не участвуют. Если у малыша речевые дефекты, то нередко он подвергается насмешкам и оскорблениям сверстников. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой малыш отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он постоянно отмалчивается, на вопросы отвечает односложно, старается не принимать участия в речевых играх.
Задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние. Однако если вовремя помочь ребенку, используя все способы развития, активизации речи, эти проблемы можно решить.
Ваша задача - убедить ребенка в том, что речь можно исправить. При этом важно заинтересовать малыша так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Если обстоятельства не позволяют обратиться к логопеду, можно попробовать дома позаниматься с ребенком, если вы чувствуете, что у него неповоротливый язык.
Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.
От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.
«Лопаточка». Положить язык на нижнюю губу, так сказать, вывалить язык наружу, и пусть он лежит спокойно некоторое время. А потом заострить его кончик так, чтобы края языка не сворачивались трубочкой, а оставались в прежнем положении.
«Мясорубка». Покусываем распластанный язык, постепенно то высовывая его наружу, то убирая назад. Работа над мелкими движениями малышу обычно трудно дается, он сразу высовывает весь язык.
«Как кошка пьет молоко». Нужно поболтать языком, повторяя движения кошки, когда она лакает, и следить за тем, чтобы подбородок при этом оставался неподвижным.
«Как лошадка едет». Цокаем языком с широко раскрытым ртом и следим за неподвижностью подбородка.
Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхания. Некоторые дети неправильно произносят звук «р» лишь потому, что не могут сделать достаточной силы вдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении «р». Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи и т. п.
Каждая ваша попытка помочь ребенку должна отличаться от предыдущей. Навязывать помощь категорически нельзя, можно только предлагать. Значит - играть. В игре от ребенка можно добиться очень многого. Сухое объяснение артикуляционных движений губ и языка мало доходчиво, скучно малышу, поэтому необходимо включать в логопедическую работу игровой материал. Веселые и увлекательные занятия лучше всего подходят для коррекции речевых нарушений.
Начать занятия рекомендуется с узнавания проблемных звуков в словах. Вы называете слова или показываете картинки, а малыш узнает слова со звуками «р» и «рь», поднимает руки или хлопает в ладоши, а затем проговаривает эти слова. Через какое-то время можно переходить к повторению шуток - чистоговорок:
Ря – ря – ря – синие моря;
рю – рю – рю – репу я варю;
арь – арь - арь - новый букварь;
ри – ри – ри – горят фонари;
ре – ре – ре – санки на горе;
орь – орь – орь – у Андрюши корь;
ра – ра – ра – высокая гора;
ро – ро – ро – новое перо;
ру – ру – ру – коза грызет кору;
ры – ры – ры – летят комары;
ор – ор – ор – у Ромы топор и т.д.
Существуют специально составленные тексты, в которых преобладает проблемный для произношения детей звук «р». После чтения всего рассказа, читайте по одному предложению, и пусть ребенок дословно воспроизводит их. Затем предложите малышу пересказать всю историю.
Верный друг
Рома и его собака Трезор - большие друзья. Они вместе играют, вместе гуляют. Один раз Рома купался в реке. Он отплыл далеко от берега и стал тонуть. Рома закричал. Трезор бросился в воду и вытащил Рому на берег. Так Трезор выручил из беды своего друга.
Скороговорки
Ребенку должно понравиться повторять с увеличивающейся скоростью речи самые разные скороговорки:
Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
Проворонила ворона вороненка.
Привез Пров Егору во двор дров гору.
На горе, на горке горько ревет Егорка.
Являясь словесно-развлекательным жанром для детей (неправильное произнесение слов, запинания вызывают смех), скороговорки в то же время служат развитию речевого аппарата ребенка, артикуляции, дикции. Развлекательность в них сочетается с практической функцией. Сохраняя затрудненность при произнесении, скороговорка имеет забавное содержание и привлекательную форму. Основным в поэтике скороговорок является распределение звуков в словах фразы, предполагающее затрудненное построение движений органов, образующих речь.
Нередко скороговорки располагают своеобразными сочетаниями определенных слов, составляющих основу, на которой они и строятся. Так, в основу нескольких скороговорок легло имя Прокоп и его модификации:
Ушел Прокоп – кипел укроп,
Пришел Прокоп – кипит укроп,
Как без Прокопа кипел укроп,
Так и при Прокопе кипит укроп.
Особая группа – скороговорки со стихотворным содержанием:
Ехал грека через реку,
Видит грека – в реке рак,
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку греку – цап!
Материалы по детскому фольклору, в частности, скороговорки, весьма продуктивны в развитии правильного произношения проблемных звуков. Недаром скороговорки взяла на вооружение педагогическая наука: они стали инструментом речевого совершенствования в дошкольных учреждениях, средством исправления дефектов речи логопедами и дефектологами.
Развитие тонких движений пальцев рук расценивается как метод восстановления нарушенной речи. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием мышления и речи ребенка. В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние участки. Одним из таких важных участков, подвергающихся положительному влиянию, является речевой центр.
Пальчики могут совершать различные движения, они «ходят в гости», «здороваются», «прячутся» и т.д. Можно придумать инсценировку каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую. Дети старше пяти лет могут оформить игры разнообразным реквизитом – шариками, кубиками или другими мелкими предметами.
Дети разные, по-разному развиваются, но им всем хочется быть самыми лучшими, умелыми во всем. Упражняя пальчики ежедневно, они поддерживают ситуацию успеха (У меня обязательно все получится). В игре, а не против воли ребенка, с радостью, а не травмируя психику маленького человека, укрепляя кисти и пальцы рук, можно совершенствовать произношение отдельных звуков и речь в целом. Явные результаты у всех детей прослеживаются через полгода. Это фиксирует специалист, это отмечают родители, это чувствует ребенок.
Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Но если ребенок старшего дошкольного возраста неправильно выговаривает звуки или недостаточно отчетливо произносит слова, то вы обязательно должны обратиться к логопеду.
Многие специалисты рекомендуют родителям работать над правильным произношением их ребенком звука «р». А вот звук «л» считается трудным и даже коварным. В этом случае с вашей стороны не должно быть никакой самодеятельности. Даже логопедам очень сложно корректировать мягкий «л».
Обращайтесь в известные логопедические центры или к специалистам со стажем.
Постановка звуков речи происходит на строго индивидуальных занятиях. Хороший специалист помимо того, что проделывает с малышом серьезные упражнения и манипуляции, превращает каждый урок в интересную игру. Если ваш ребенок занимается в группе с ему подобными детьми, знайте, что это нарушение правил, и пользы от таких занятий не будет.
Если вы решили учить дошкольника иностранному языку, то имейте в виду, что сначала ему надо справиться с правильным произношением родных звуков и лишь затем браться за освоение чужих.
Автор: Татьяна Порецких
Источник: www.bt-lady.com.ua
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!