Ходунки есть в ассортименте любой солидной, уважающей себя фирмы-производителя детских товаров. Это, конечно, взывает доверие, поэтому многие папы и мамы покупают ходунки легко и непринужденно, не задумываясь о том, какой вред они могут принести ребенку. Логика в этом случае проста: «если ходунки придумали и производят, значит, они полезны». Но если так рассуждать, то полезны и сигареты, и водка, и атомная бомба. В этих рассуждениях есть один подвох: когда говорят «полезны», то автоматически подразумевают – «для здоровья». К сожалению, на деле все не так.
У ходунков есть только один плюс – они освобождают родителям руки и время. Именно к этому и апеллируют производители и продавцы. Довольно трудно признаться себе и другим, что покупаешь ходунки вовсе не для ребенка, а для себя. Если говорить об этом открыто, люди могут сказать: «плохая мать». Ведь ребенка сажают в ходунки для того, чтобы хоть на 10-15 минут вздохнуть свободно, пока ребенок занят самостоятельно.
Мамам приходится придумывать веские причины (а на деле – оправдания), почему хороши ходунки для детей. Например, популярно такое объяснение: «я посадила ребенка в ходунки, он был так счастлив, ему очень понравилось!» Этот аргумент – вообще не аргумент. Наркотики вызывают море положительных эмоций, но никто не говорит об их полезности.
Когда рассуждают о вреде ходунков, чаще всего упоминают физиологию – неправильную постановку стоп и сложности с походкой в будущем, а также большую нагрузку на неокрепший позвоночник. В своей практике многие ортопеды не советуют пользоваться ходунками. Коротко перечислю наиболее часто упоминаемые последствия использования ходунков:
• Неправильное положение ступней при ходьбе (в ходунках ребенок привыкает ходить на цыпочках).
• Перенапряжение мышц спины (постоянное вертикальное положение и невозможность его поменять).
• Опасность получения травмы головы при падении (ребенок в ходунках может разгоняться до скорости 10 км/ч и если он зацепится за провод или ножку стола, то кувырок обеспечен).
• Не формируется чувство равновесия в соответствии с возрастом (ходунки не позволяют садиться и вставать, балансировать).
• Потеря осторожности – ребенок привыкает не ударяться при столкновениях (в ходунках малыш наталкивается на мебель, стены и не получает стоп-сигнала в виде боли).
Почему-то в разговоре о ходунках редко упоминают психологическую сторону вопроса, хотя она не менее важна, чем физиологическая.
Психические последствия могут быть заметны не сразу, поэтому родители часто не задумываться о них.
Использование ходунков может способствовать сокращению «ползательного» периода, т.к. передвигаться в них быстрее и легче, чем ползать самостоятельно. Известно, что у тех детей, которые пропустили этап ползания или он был коротким, в младшем школьном возрасте может проявиться дислексия.
Долгое ползание способствует развитию межполушарных связей мозга и, в общем, гармоничному росту ребенка. Если межполушарные связи не сформированы, ребенка ждут большие трудности в обучении. Кто уж там будет вспоминать, ползал он в грудничковом возрасте или нет?
Детям нравится самостоятельно перемещаться в пространстве – это природный механизм, необходимый для физического и психического развития маленького человечка: ребенок видит привлекательный предмет, хочет дотянуться, старается подползти, протянуть руку, сделать несколько шагов по направлению к желанной цели. Что происходит, если малыш (в ходунках) достигает желаемого, приложив лишь минимальные усилия? Чем легче достигается цель, тем меньше становится желание напрягаться ради результата.
Казалось бы, ходунки дают ребенку свободу передвижения: куда хочу, туда и иду. Но малыш в ходунках не может присесть, поползти, лечь, наклониться. Он просто висит на промежности, касаясь носочками пола. О какой свободе движений может идти речь? Кроме того, что это неполезно физически, ограничение движения очень сильно действует на психические процессы, особенно на первом году жизни. И, сажая ребенка в ходунки, родители своими руками ограничивают ему возможность полноценно развиваться.
Малышу в первый год необходимо осознание границ своего тела, для этого нужно много и свободно двигаться. Если возможность
проявлять двигательную активность у ребенка ограничена, он получает недостаточный сенсорный опыт, плохо представляет возможности своего тела. Кроме этого, от физического развития в первый год (особенно в первые месяцы жизни) зависит развитие интеллекта. Точнее, физическое развитие является основой интеллектуального развития.
Для ребенка самостоятельное ползание, постепенное овладение умениями сидеть, вставать, ходить куда полезнее, чем нахождение в ходунках. Поэтому прежде чем покупать их, стоит сто раз подумать. На одной чаше весов – ваша «свобода» от ребенка, на другой – его гармоничное развитие. А если вам очень понадобилось занять малыша чем-то на 10-15 минут, для этого есть масса более безобидных и дешевых способов: например, рвать листы бумаги, переливать водичку из одной емкости в другую, греметь кастрюлями, играться с пустой картонной коробкой – вариантов много, и среди них для каждой семьи найдется подходящий.
Так как же помочь ребенку научиться ходить?
Источник: subscribe.ru
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!