Дети смотрят телевизор бесконтрольно и почти в неограниченных количествах – это становится понятно по их разговорам и играм. В детском саду дошколята подражают героям мультфильмов, а школьники обсуждают взрослые фильмы и телепередачи, которые им еще явно рано смотреть. Безобиден ли легкий способ занять досуг, нажав на кнопку пульта? Приносят ли реальную пользу «обучающие» передачи? И почему дети, которых слишком часто оставляли у телеэкранов в детстве, вырастают во взрослых, неприспособленных к жизни?
Признаемся сразу, таких аргументов больше. Гиподинамия, перегруженность психики, отсутствие активного досуга, в котором была бы задействована вся семья – таковы обычные последствия злоупотребления телевидением.
Начнем с того, что детям до 2-2,5 лет просмотр телевизора вообще противопоказан. Здесь специалисты единодушны. В этом возрасте психика ребенка еще только формируется. Самые простые занятия: смотреть вокруг, щупать предметы, пробовать ходить и говорить – являются определяющими для его развития. Любой стимул вроде яркой игрушки, солнца за окном или пробегающей мимо кошки вызывает у малыша бурю эмоций. Он радуется, смеется, пугается… Телевизор задействует сразу несколько каналов восприятия ребенка: цветная картинка воздействует на зрение, музыка и речь – на слух, к тому же на экране происходит постоянное движение.
Психика ребенка до двух лет просто не готова к таким нагрузкам. Просмотр телевидения в раннем возрасте приводит к перевозбуждению, плаксивости и даже проблемам со сном у детей. Известный фоторграф однажды сделал подборку фотографий маленьких детей, смотрящих телевизор. Малыши, словно опутанные чарами, застывали перед экраном в неестественных позах и готовы были сидеть так часами. Стоит ли говорить, что такое времяпрепровождение приносит вред и эмоциональному состоянию ребенка, и его здоровью – особенно зрению и осанке.
Но и в более позднем возрасте просмотр ТВ, увы, может принести много вреда. Первый и самый очевидный из них – гиподинамия. Поскольку телевизор дает иллюзию наблюдения за целым вихрем событий, когда одно изображение сменяется другим, у ребенка уже нет потребности в движении и поиске интересных впечатление за пределами комнаты. Зачем, если все и так покажут? Пустыни, горы, жизнь животных, приключения сказочных персонажей – все перед тобой в одной небольшой коробочке. Это закономерным образом ведет и к сужению интересов ребенка.
Если до широкого распространения телевидения настоящим приключениям было купаться с друзьями на речке, играть в пиратов и искать зарытый клад – то теперь гораздо проще наблюдать за похождениями выдуманных героев, сидя дома. Сказки тоже можно не читать – по телевизору показывают увлекательные экранизации. Подросткам общение со сверстниками замещают ведущие развлекательных телепередач и персонажи сериалов.
Таким же образом они отвлекаются от проблем, которых в жизни тинейджера немало: завоевание авторитета в компании сверстников, трудности учебы и взаимоотношений со взрослыми, необходимость выбирать профессию. Но зрелому человеку должно быть понятно, что за этим стоит иллюзия – иллюзия общения, иллюзия приключений, иллюзия разрешения проблем. Поэтому родителям важно с самого начала «дозировать» своему чаду просмотр телевизора, заполняя досуг ребенка настоящими играми и реальным общением.
Некоторые мамы делятся секретом – чтобы отвлечь ребенка 3-5 лет от телевизора, к которому тот пристрастился, они держат возле аппарата что-то, отвлекающее детское внимание. Это может быть любимая игрушка, набор для детского творчества, небольшой мячик. Дети в этом возрасте легко переключаются с одного стимула на другой. Возможно, увидев набор для рисования или аппликаций, ваше чадо не захочет в десятый раз включать любимый мультик.
Подросткам поможет спорт, походы, любая активность, которая кажется им интересной и достойной внимания. Возможно, ваш ребенок мечтал заниматься скалолазанием или карате. Пусть вы не считаете это самым безопасным досугом, но кажущаяся безопасность сидения перед телевизионным экраном навредит ему куда больше.
Есть и сторонники «телевизионного» развития ребенка. «У моей дочки благодаря телевидению расширяется словарный запас, - рассказывает Елена. – Недавно я услышала от нее фразу «Он не соблюдает правила этикета». Мы с мужем долго смеялись, потому что девочке пять лет. Без просмотра передач она не узнала бы этих слов».
Действительно, психологи подтверждают: телевидение может развивать словарный запас и расширять познания ребенка о мире. Однако передачи обязательно должны соответствовать возрасту (семилетнему школьнику рассказы о «Телепузиках» будут бесполезны, а то и вредны). К тому же, ребенок должен быть старше двух лет. До этого возраста у ребенка нет ресурсов, чтобы адекватно воспринимать какие-либо обучающие программы.
Специалисты признают также, что телевизор может выручить мам и пап, которые слабо владеют навыками обучения детей, или по стечению обстоятельств (нехватка времени, трудности, аврал на работе) в какой-то период не могут полноценно заниматься ребенком. В таких случаях можно разрешить чаду посмотреть мультфильм вместо сказки на ночь или развивающей игры с родителями. Но, разумеется, эта практика не должна быть частой.
- кормить малышей под телевизор. Многие мамы умиляются, как хорошо их маленький привереда обедает под мелькание цветных картинок на экране: не вертится, не капризничает, ест все до последней крошки. Действительно, завороженные движущейся картинкой, дети безропотно проглатывают любую еду. Но такая привычка приводит к расстройствам пищевого поведения в более взрослом возрасте, и часто – к ожирению.
Во-первых, малыш привыкает получать два удовольствия сразу: еду и новые впечатления. В будущем вы рискуете получить подростка, который заглатывает пиццу под сериалы или боевики, портя желудок и фигуру. Во-вторых, из-за сильных эмоций, которые вызывает у детей просмотр телевидения, ребенок перестает чувствовать сигналы голода и насыщения. В будущем именно это приводит к расстройствам пищевого поведения – анорексии и булимии. Человек просто не знает, когда он голоден, а когда уже наелся, и обычно ест больше, чем требуется (или, напротив, ничего не ест).
- заменять телевизором общение с семьей, родными. Коммуникация с ведущими передач и героями мультфильмов – кажущаяся. В результате у ребенка появляется эмоциональный голод, который в подростковом возрасте превратит в его в неуправляемого тинейджера и может стать причиной серьезных психологических проблем. Телевизор не может заменить родных людей.
- включать «тематические» передачи вместо того, чтобы поговорить с ребенком о самых важных явлениях в жизни: любви, сексе, смерти, разводе родителей. Хороший фильм или книга могут послужить дополнением, но ни в коем случае не заменой искреннего разговора с близкими на эти животрепещущие темы. И в любом случае разговор должен предшествовать чтению или просмотру телепередачи о той или иной проблеме.
- допускать, чтобы маленькие дети смотрели «ужастики», фильмы, содержащие сексуальные сцены или картины насилия. Все эти сюжеты – не для маленьких зрителей. Они перегружают психику, приводят к ранней сексуализации и повышению агрессии у детей. К тому же, ребятишки до 7-10 лет не различают экранную и обычную реальность. Увидев, как в восточном боевике «хороший парень» избивает «плохих парней», маленький герой может решить, что это вполне приемлемый способ поведения в жизни. Совсем маленьким детям (до 4-6 лет) нужно объяснять, что обычные люди не могут лазать по отвесным стенам, как Человек-Паук, или летать, как Супермен.
Автор: Анна Заславская
Источник: subscribe.ru
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!