Вопрос: как приучить к дисциплине совсем маленького ребенка, у которого еще не сформировалась речь и рациональность и чье понимание таких явлений как манеры, сочувствие, щедрость и чувство самосохранения развито еще очень слабо или вообще отсутствует?
В ясельном возрасте практически все дети очень эгоистичны и задача обучения их дисциплине на первый взгляд практически невыполнима, но, запасясь терпением и неукоснительно следуя нескольким несложным правилам, вскоре Вы заметите приятные изменения в поведении Вашего малыша.
Выработать привычную негативную реакцию на плохое поведение ребенка – проще всего. Однако такой метод далек от эффективности. Вместо того, чтобы реагировать на негатив, исходящий от ребенка, постарайтесь добавить позитива. В этом возрасте Ваше одобрение для малыша имеет огромное значение. Похвалите его за что-нибудь хорошее, например за то, что он положил игрушки на место после игры. Ребенок отвлечется от плохих мыслей. Важно не ругать за плохое, а поощрять за хорошее, таким образом у ребенка будет стимул вести себя лучше.
Уберите все острые, хрупкие и другие опасные, но привлекательные для ребенка предметы из помещения, где он играет. Если настало время дневного сна и ребенок устал, дайте ему вовремя отдохнуть. Если Вы знаете, что ребенок проголодался, то лучше не заходить вместе с ним в магазины, где продают сладости. А к примеру во время купания можно мягко напомнить ребенку, что, если он будет плескаться, придется вылезать.
Ребенку нужно привить четкое представление о том, что в поведении преемлемо, а что нет. Это понимание также поможет ребенку чувствовать уверенность в своих действиях.
Сначала может показаться, что определение границ поведения не так уж и важно в раннем возрасте. Многие скажут, что нет ничего удивительного в том, когда годовалый ребенок раскидывает книги и не говорит "спасибо". Но дело в том, что если такое поведение Вам не нравится сейчас, то вряд ли Вам это будет нравиться потом, когда повторится в десятый раз. С самого раннего возраста ребенок изучает мир и пытается опытным путем понять, как можно поступать, а как нельзя. И помочь ему в этом - задача родителей.
Легче всего все списывать на ранний возраст и то, что ребенок "все равно не поймет, почему нельзя". Однако маленькие дети гораздо более понятливые, чем может показаться: Ваша помощь и терпение научат их быстрее различать хорошее и плохое.
Даг Данн, молодой отец: "Мне очень сложно отказывать моей двухлетней дочери. Я хочу ее баловать, но со временем я понял, что уступишь один раз - обязательно наступит и второй, и третий".
Конечно, баловать детей иногда нужно. Но со временем излишняя мягкость может сработать против Вас же. Если Вы сразу четко не определяете рамки, то не даете ребенку понять, какого поведения Вы от него ожидаете. Поэтому когда в следующий раз Вы решите-таки отказать, ребенок воспримет это неадекватно, посчитает это признаком отчуждения, обидится.
Слишком мягкое поведение дает ребенку повод управлять Вами. Со временем он выучит, на какую "кнопку" надо нажать, чтобы получить желаемое. И, к сожалению, это будет повторяться не раз, поэтому лучше сразу и навсегда дать понять, за какие рамки лучше не заступать.
Годовалый ребенок едва ли сможет спокойно просидеть за столом 15 минут, не говоря уже о целом часе, пока едят взрослые. Поэтому если Вы берете ребенка с собой в кафе или ресторан, позвольте ему поиграть и походить до или после еды.
Однако с возрастом требования тоже должны расти: если в один год ребенку не обязательно уметь говорить "спасибо" и "пожалуйста", то в полтора, когда словарный запас уже составляет около 50 слов, ребенок уже знает эти слова и, следовательно, должен приучаться вежливым.
Установив какое-то правило, следите за тем, чтобы ребенок его всегда придерживался. Отсутствие систематичности может запутать ребенка. Почему на прошлой неделе можно было раскидывать песок вокруг песочницы, а сегодня - уже нельзя?
Поступайте предсказуемо: если Вы говорите ребенку, что после того, как он три раза прокатится с горки, нужно будет идти домой, то именно так и сделайте, не поддаваясь на уговоры "остаться еще немножко" и не позволяя ему просто дальше кататься, игнорируя уговор. Иначе в следующий раз, когда Вы скажете, что уже пора уходить, ребенок просто не воспримет Ваши слова всерьез.
Конечно, невозможно соблюдать все правила в 100% случаев, часто случаются исключения. К примеру, можно разрешить ребенку попрыгать на диване (что обычно запрещено), если за окном дождь и он вынужден находиться весь день дома, или разрешить поесть в комнате, а не на кухне, когда в гостях другие дети. Однако обязательно объясняйте, что это исключение и почему Вы его сделали.
Замечание будет иметь гораздо большую силу, если Вы сделаете его спокойным тоном. Да, это проще сказать, чем сделать. Нелегко сдержаться, если ребенок разрисовал фломастерами стены или размотал по всей квартире рулон туалетной бумаги. В таких случаях хочется повысить голос, но крик унижает ребенка и подает далеко не лучший пример. К тому же, если Вы часто кричите, маленький ребенок может перестать реагировать на крик или посчитать его смешным и специально делать гадости, чтобы вывести Вас из равновесия.
В то же время слишком спокойная реакция может иметь так же мало эффекта, как и крик. Неуверенная или слишком мягкая интонация сделает Ваши слова размытыми. Не превращайте требования в вопросы ("хватит прыгать на кровати, хорошо?" или "может быть, пора спать?").
Самый верный способ донести что-то до маленького ребенка - сделать это, используя минимум слов. Вовсе необязательно вдаваться в медицинские подробности того, почему нельзя засовывать горох в нос. Маленькие дети гораздо лучше понимают короткие замечания: "это горячо!", "Иди спокойно, не беги", "Нельзя!", "Не делай так, мне больно".
Известная история, когда мама бьет ребенка по рукам и говорит "не дерись!". Выхватывать у ребенка из рук то, что он пытается уговорить Вас ему купить - тоже не лучший способ объяснить, почему Вы не будете это покупать. Просто уверенным, спокойным тоном попросите отдать эту вещь Вам, не приучайте его к резкости и грубости собственными поступками.
Каждый ребенок уникален, поэтому требует индивидуального подхода. Одному достаточно мягких напутствий, с другим нужно не раз проявить твердость. Помните, что обучение дисциплине с раннего возраста скажется на дальнейшем поведении ребенка и его отношении к окружающему миру. Ребенок должен изначально понимать, что именно от него ожидают и чего делать ни в коем случае нельзя, это поможет ему приобрести уверенность в собственных действиях.
Источник: www.detiseti.ru
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!