27 января - день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

27 января 2018, 14:04     ГТРК    
27 января ежегодно в Российской Федерации отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944). Сегодня 74 годовщина. Первоначально был установлен федеральным законом "О днях воинской славы (победных днях) России" от 13 марта 1995 года и назывался Днем снятия блокады города...

27 января ежегодно в Российской Федерации отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944). Сегодня 74 годовщина. Первоначально был установлен федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года и назывался Днем снятия блокады города Ленинграда (1944 год). 2 ноября 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, в соответствии с которым дата стала именоваться Днем полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год). Новое название праздника вызвало недовольство горожан, в особенности ветеранов и блокадников, так как, по их мнению, не отражало роль и вклад гражданского населения в оборону города. 1 декабря 2014 года Путин подписал закон «О внесении изменений в ст. 1 федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России», установивший нынешнее название даты 27 января.

Блокада Ленинграда

Ленинград (ныне — Санкт-Петербург) — единственный в мировой истории крупный город, который смог выдержать почти 900-дневное окружение.

Захват Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов являлся одной из важнейших стратегических и политических задач немецкого командования. В ходе Ленинградской битвы (июль — август 1941 года) германские войска прорвались через станцию Мга, 8 сентября заняли Шлиссельбург и отрезали Ленинград от остальной территории СССР с суши. В дальнейшем немцы заняли ленинградские пригороды — Красное Село (12 сентября), Пушкин (17 сентября), Стрельну (21 сентября), Петергоф (23 сентября); советским войскам удалось удержать Кронштадт и Ораниенбаумский плацдарм. Финские союзники немцев, наступавшие на Карельском перешейке и в Северном Приладожье, блокировали ряд маршрутов (Кировская железная дорога, Беломоро-Балтийский канал, Волго-Балтийский водный путь) для поставки грузов в Ленинград и остановились приблизительно на линии советско-финской границы 1918-1940 годов.

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня. В директиве ставки верховного главнокомандующего вермахта Адольфа Гитлера «Будущее города Петербурга» от 22 сентября 1941 года указывалось: «…Фюрер принял решение стереть Петербург с лица земли. (…) В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения…». 10 сентября летчикам люфтваффе удалось разбомбить Бадаевские склады, в результате пожара которых город лишился значительных запасов продовольствия. Постепенно в городе иссякли запасы топлива, воды, прекратилась подача света и тепла. Осенью 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Нормы выдачи хлеба для рабочих к 20 ноября 1941 года опустились до 250 г в день, для остального населения — до 125 г.

За время блокады на Ленинград было сброшено более 107 тыс. зажигательных и фугасных авиабомб и свыше 150 тыс. артиллерийских снарядов, были разрушены около 10 тыс. домов и строений.

Несмотря на осаду, в городе продолжали работать свыше 200 предприятий, в том числе 7 судостроительных заводов, выпустивших 13 подводных лодок. Промышленность осажденного Ленинграда производила 150 образцов военной продукции. Всего в годы блокады ленинградские предприятия произвели около 10 млн снарядов и мин, 12 тыс. минометов, 1,5 тыс. самолетов, были изготовлены и отремонтированы 2 тыс. танков. Несмотря на бомбежки, даже зимой 1941-1942 годов в городе шли спектакли и музыкальные представления. В марте 1942 года по городу вновь начали ходить трамваи, а 6 мая на стадионе «Динамо» на Крестовском острове прошел первый футбольный матч.

«Дорога жизни»

Снабжение осажденного города с сентября 1941 года по март 1943 года осуществлялось по единственной военно-стратегической транспортной магистрали, проходившей через Ладожское озеро. В навигационные периоды перевозки проводились по водной трассе, в период ледостава — по ледовой дороге на автотранспорте. Ледовая трасса, названная ленинградцами «Дорогой жизни», вступила в действие 22 ноября 1941 года. По ней подвозили боеприпасы, вооружение, продовольствие, топливо, эвакуировали больных, раненых и детей, а также оборудование заводов и фабрик. Всего за время функционирования магистрали по ней были эвакуированы около 1 млн 376 тыс. человек, перевезено 1 млн 615 тыс. т грузов.

Снятие блокады

12 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов приступили к операции под кодовым названием «Искра», цель которой состояла в разгроме группировки германских войск южнее Ладожского озера и восстановлении связи Ленинграда с Большой землей.

18 января 1943 года Волховский и Ленинградский фронты при поддержке Балтийского флота в районе Шлиссельбургско-Синявинского выступа разорвали кольцо блокады и восстановили сухопутную связь города с Большой землей. В тот же день был освобожден город-крепость Шлиссельбург и очищено от врага все южное побережье Ладожского озера. В течение 17 дней через образовавшийся коридор были проложены железная и автомобильная дороги, и уже 7 февраля в Ленинград прибыл первый железнодорожный состав.

14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию. К 20 января советские войска разгромили Красносельско-Ропшинскую группировку противника. 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют (1-й степени), проведенный не в Москве.

К окончанию блокады в городе оставалось не более 800 тыс. жителей из 3 млн, проживавших в Ленинграде и пригородах до начала блокады. От голода, бомбежек и артобстрелов умерли, по разным данным, от 641 тыс. до 1 млн ленинградцев. Были ранены почти 34 тыс. человек, без крова остались 716 тыс. жителей. Всего в 1941-1942 годах по «Дороге жизни» и по воздуху были эвакуировано 1,7 млн человек.

Увековечение памяти

В декабре 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Ею награждены 1,5 млн человек, среди которых жители города и участники боев за его освобождение. Свыше 350 тыс. солдат и офицеров Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Всего на северо-западном направлении (Ленинградский, Волховский и Карельский фронты) звания Героя Советского Союза удостоены 486 человек (из них восемь человек - дважды).

1 мая 1945 года в приказе Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина Ленинград был назван в числе первых городов-героев.

20 апреля 1944 года в помещении бывшего ленинградского Кустарного музея заработала выставка «Героическая защита Ленинграда». 27 января 1946 года она была преобразована в музей (ныне — Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда).

8 мая 1965 года Ленинграду было официально присвоено звание «Города-героя», он был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

В 1989 года решением исполкома Ленсовета был учрежден знак «Житель блокадного Ленинграда».

Ежегодно 27 января в России отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Согласно информации администрации Санкт-Петербурга, по состоянию на январь 2017 года в городе проживали 102,4 тыс. жителей и защитников блокадного города (8,8 тыс. человек, награжденных медалью «За оборону Ленинграда» и 93,6 тыс. человек, награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда»). Еще около 30 тыс. блокадников проживали в других городах и странах.

 


Новости отборных СМИ РБ в телеграм-канале: https://t.me/rb7news

А интересные статьи тут: https://t.me/rb7ru Подписывайтесь!