В Башкирии депутаты берут под парламентский контроль экологическое состояние республики

15 октября 2010, 12:18     www.bashinform.ru    
На состоявшемся 15 октября организационном заседании рабочей группы парламента по контролю ...
На состоявшемся 15 октября организационном заседании рабочей группы парламента по контролю за исполнением экологического законодательства Республики Башкортостан и подготовке предложений по его совершенствованию был сделан предварительный анализ экологического состояния республики и законодательной базы. На имеющихся проблемах и путях их разрешения сделали упор в своих выступлениях представители республиканских и федеральных органов исполнительной власти, ответившие на многочисленные вопросы депутатского корпуса.
Анализ состояния экологического законодательства в Республике Башкортостан сделал руководитель рабочей группы - заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию Валерий Лебедьков.
В соответствии с Конституцией РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Законодательство Республики Башкортостан в области природопользования и охраны окружающей среды состоит из Экологического кодекса РБ, законов РБ «Об особо охраняемых природных территориях», «Об отходах производства и потребления», а также целого блока законодательных актов, содержащих нормы по охране отдельных природных объектов. Это Кодекс Республики Башкортостан о недрах, законы «О регулировании лесных отношений в Республике Башкортостан», «О регулировании водных отношений в Республике Башкортостан», «О животном мире», «О растительном мире», «О рыболовстве и охране водных биологических ресурсов», «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Республике Башкортостан», «Об административных правонарушениях» и ряд других законодательных актов.
«Анализ полномочий субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды показывает, что в республике в пределах своей компетенции приняты все необходимые законы для реализации региональной экологической политики, - сказал Лебедьков. - Однако исполнение законов оставляет желать лучшего». Проблема правоприменения, по словам председателя рабочей группы, в том, что для реализации большинства законов требуются принятие подзаконных актов, большие финансовые затраты из бюджета республики. Если до 2000 года для реализации законов была возможность привлечения средств Экологического фонда Республики Башкортостан, то с 2001 года этот фонд был упразднен, а финансирование расходов по охране окружающей среды производится из республиканского бюджета, а также из федерального бюджета на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными экологическими программами.
Финансирование большинства природоохранных мероприятий из бюджета Республики Башкортостан осуществляется в рамках Республиканской целевой программы «Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан (на 2004 - 2010 годы и период до 2015 года)».
«Указанной программой на 2010 год предусмотрено выделение средств в размере 837,93 млн. рублей, в том числе, из бюджета Республики Башкортостан - 115 млн. рублей, - сообщил Валерий Лебедьков. - Однако выделяемых средств крайне недостаточно для эффективного осуществления природоохранных мероприятий. Например, депутаты нашего комитета выразили на своем последнем заседании озабоченность затягиванием финансирования создания природного парка «Иремель».
По словам депутата, недостаточная эффективность реализации норм действующих нормативных правовых актов в ряде случаев является следствием недостаточно четких требований к загрязнителям окружающей среды. Есть проблемы и по осуществлению эффективного экологического контроля.
«Нам предстоит большая работа в сфере экологических отношений, - подчеркнул Валерий Лебедьков. - Доля выбросов загрязняющих веществ автотранспортных средств в общем объеме валового выброса оксида углерода составила около 90,0 %, оксида азота - 54,0%, летучих органических соединений - 46,0%.
По качеству воды водные объекты в соответствии со сбрасываемым комплексом основных загрязняющих веществ республики в основном относились к классу «грязные» и «очень грязные». По результатам мониторинга водных объектов притоки реки Урал – реки Туяляс, Таналык, Карагайлы по отдельным показателям оставались на уровне высокого и экстремально высокого загрязнения. Одной из самых грязных рек республики оказалась река Дема у села Кармышево. Степень ее загрязнения отнесена к четвертому классу. Хуже вода стала в реках Киги, Большой Кизил, Сакмара, Зилаир и в Павловском водохранилище».
Валерий Лебедьков упомянул и про широкий резонанс в республике, вызванный сообщением в СМИ о том, что некая общественная организация из Магнитогорска осуществила автомобильную «экскурсию» на гору Иремель, являющуюся памятником природы Республики Башкортостан. «Подобные проявления вандализма в отношении к природной среде могут иметь непоправимые последствия, - сказал он. - И я считаю, что мы не имеем права молча созерцать гибель нашей природы и разрушение экологического баланса Башкортостана».
Председатель рабочей группы сообщил, что парламент намерен внести изменения в Кодекс РБ об административных правонарушениях: «Мы считаем, что нужно ужесточить штрафные санкции за административные правонарушения в области экологии, природопользования, охраны окружающей среды и землепользования».
Заместитель министра природопользования и экологии Башкирии Ольга Лаздина проинформировала членов рабочей группы об экологическом состоянии республики и исполнении законодательства об охране окружающей среды в Республике Башкортостан.
«Решение экологических проблем республики зависит от координации работы и обмена информацией между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти республики, - сказала она. – Кроме того, в республике создано несколько межведомственных комиссий – при территориальных и местных органах исполнительной власти РБ».
В список расположенных на территории Башкирии объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, включено 2424 объекта. Объем выбросов от стационарных и передвижных источников в 2009 году составил 1 054 тыс. тонн – на 76 тысяч меньше, чем в 2008 году. Более 60% приходится на выбросы от автотранспорта. Для борьбы с этим явлением производится перевод автомобилей на газ. Сейчас в республике более 80 тысяч газобаллонных автомобилей и 98 автомобильных газозаправочных станций.
Для уничтожения твердых бытовых отходов за счет средств республики построено 33 современных полигона. Строительство мусороперерабатывающих комплексов и мусороразгрузочных станций на территории республики входит в техническое задание по вторичной переработке и утилизации отходов. Прорабатываются вопросы инвестирования этих проектов в Стерлитамаке, Ишимбае, Салавате московским ОАО «Стройтрансгаз».
«Водная стратегия Российской Федерации до 2020 года» является для Башкирии, как и для других регионов, руководством к действию в области водного хозяйства на ближайшее десятилетие. Но в республике и так многое сделано из того, о чем говорится в «стратегии»: построено и эксплуатируется более 500 водохранилищ и прудов с общей аккумулирующей емкостью более трех кубических километров воды.
«Экологическая ситуация в республике, судя по мониторингу окружающей среды, остается стабильной, - подытожила Ольга Лаздина. – Но это не значит, что ею не надо заниматься. Заниматься ее улучшением надо всегда».
Участники заседания рабочей группы заслушали сообщения руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ Юрия Дудникова, заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ Нину Кондрову,
начальника отдела государственного лесного контроля и надзора Министерства лесного хозяйства РБ Исмагила Абдуллина (информацию по итогам проверки горы Иремель) и прокурора Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры Раиля Халиуллина, которые также ответили на многочисленные вопросы.
По итогам заседания было принято решение просить членов рабочей группы, руководителей республиканских и федеральных органов исполнительной власти в срок до 10 ноября 2010 года внести свои предложения по совершенствованию экологического законодательства Республики Башкортостан, предложения по внесению изменений в федеральные законы (законодательные инициативы) в этой сфере, а также по усилению ответственности за нарушение требований экологического законодательства; внести предложения по дальнейшей деятельности рабочей группы для формирования плана работ на текущий год и предстоящий 2011 год, в том числе по планированию выездных заседаний рабочей группы по Башкирии на объектах, неблагополучных в экологическом отношении.

Новости отборных СМИ РБ в телеграм-канале: https://t.me/rb7news

А интересные статьи тут: https://t.me/rb7ru Подписывайтесь!