Примерно у 40 человек из 100 мысль о предстоящем полете не вызывает положительных эмоций. Кто-то тихо переживает, скрывая свой страх от окружающих, кто-то, терзаемый сомнениями об участившихся случаях террора, не может зайти на борт самолета, а кто-то даже не переступит порог аэропорта. Симптомы ужасного недуга могут зародиться задолго до авиапутешествия, но, медленно и монотонно развиваясь, они достигнут своего апогея, заставляя своего носителя впасть в истерику.
Подверженные авиафобии (аэрофобии) страдают физическим или моральным дискомфортом в разной степени, проще говоря, от плохого самочувствия до приступа паники. Гораздо хуже приходится людям, боящимся высоты: тем достаточно подумать о полете - и мурашки сразу покроют их тело с головы до пят.
Авиафобия - трудноизлечимая болезнь, поэтому влечет за собой малоприятные последствия. Людям приходится отказываться от дальних командировок, стажировок или деловых поездок. Кроме того, она провоцирует семейные и общественные проблемы. Коллеги с радостью расскажут парочку историй из своего личного опыта об ужасных полетах и их соседях, сходящих с ума от турбулентности, с целью задеть авиафоба. Супруг или супруга может не понять, зачем тратить 8 дней, трясясь в поезде, если можно долететь до пункта назначения за 11 часов. Так что нужно попытаться побороть свой страх - страх полета.
Но это не так просто, как кажется.
Единственные люди, которым стоит опасаться за жизнь в полете - страдающие сердечными заболеваниями. При полете самолет может подниматься на высоту до 14000 метров, при этом для того, чтобы самолет не разорвало изнутри, внутри него понижается давление, при посадке его опять повышают до атмосферного - именно поэтому при наборе высоты и снижении закладывает уши. У людей от этих скачков давления меняется давление кровяное. И если сердечно-сосудистая система слабая, то это повлечет за собой нарушение привычной работы организма - помимо ухудшения самочувствия, кровотечений и других тяжелых последствий можно заработать инфаркт.
Потому что причины, по которым формируется фобия, чаще всего надуманы. Самая распространенная из них - информация, накопленная нами за долгие годы, от сообщений по радио об авиакатастрофе до подробных сюжетов по телевизору со списком пострадавших. Человеческий мозг устроен так, что, получив когда-то негативные эмоции, он откладывает их на долгое хранение. Когда люди видят или слышат что-то, их мозг сразу начинает проводить ассоциации в голове именно с тем негативным впечатлением, хранящимся в нашей памяти долгие годы.
Так, у многих пассажиров турбуленция провоцирует приступ страха только из-за уверенности в том, что вибрация самолета вызвана отклонением от курса или надвигающейся катастрофой. В такие моменты, чтобы успокоиться, достаточно посмотреть на воду в стакане - ее колебания соответствуют тряске самолета, а встречные воздушные потоки еще не помешали ни одному самолету. Лучше на регистрации попросить место поближе к кабине пилота - там турбулентность сказывается гораздо меньше, чем в хвосте.
Удивительно, но паника больше свойственна самодостаточным и интеллигентным персонам. Их независимость, уверенность в себе не позволяют смириться с мыслью, что кто-то управляет авиамахиной и отвечает за их жизни только потому, что познания тех в области авиации чуть выше. Успешным людям трудно доверить свои жизни пилоту, экипажу, инженерам и диспетчерам. Они привыкли сами за себя нести ответственность.
Если, путешествуя поездом или на автобусе, можно сойти на следующей остановке, вдохнуть полной грудью, успокоиться и продолжить путь, то в самолете волей-неволей человек заперт в небольшой капсуле среди 100 таких же, как и он. Тут и не сменишь обстановку, и не отвлечешься, открыв окошко.
Некоторые любознательные персоны, собирающиеся лететь в первый раз, считают необходимым изучить пару десятков книжек и пересмотреть сотни передач об устройстве самолета. Тогда в их сознании складывается определенная схема и структура полета, и при появлении любых звуков, незнакомых или необычных, начинает проявляться аэрофобия.
Стоит упомянуть о заботливых родителях и влюбленных парочках. Будучи ответственными за кого-то, люди не могут не переживать и не преувеличивать величину опасности. Одна моя хорошая знакомая перестала летать после того, как ее парень погиб в авиакатастрофе под Донецком (в августе 2006 года ТУ-154, совершавший рейс Анапа - Санкт-Петербург, разбился на территории Украины). Некоторые не могут находиться в герметично закрытом самолете из-за боязни замкнутого пространства, другие, насмотревшись страшных телепередач про терроризм и авиакатастрофы, решили, что чем ближе к земле, тем безопасней.
По статистике, каждый 8 американец вовсе перестал летать после катастрофы 11 сентября. Трудно поверить, но и 35% бывших пилотов также страдают авиафобией.
Если детский страх или перенесенные эмоции попали на благодатную почву (расположенное к недугу сознание), то шанс формирования фобии 100-процентный.
Тем, кто все-таки отважился на перелет, приходится бороться с наступающей фобией по-разному. В феврале на рейсе Шарм-эш-Шейх - Москва я наблюдала нескольких людей с выражением явной напряженности в лице.
Моя соседка, девушка лет пятнадцати, сжимала в руке 2 таблетки «на случай непредвиденных обстоятельств». Нервно перелистывая страницы молодежного глянца, она безуспешно пыталась отвлечься и расслабиться, уверяя меня в том, что фобия передалась ей по наследству. Сидящая рядом мама этого не отрицала: «Мы пристегиваем ремни как можно крепче, чтобы после катастрофы наши тела остались в креслах - так их будет легче опознать» - при таких словах даже самый спокойный пассажир начал трястись от страха, рисуя в своем воображении эту жуткую сцену.
Мужчина, сидящий в следующем ряду, заставил встрепенуться весь салон: он так завизжал, когда самолет попал в зону турбулентности, что испугались все пассажиры. Успокоившись, авиафоб с еще не высохшими слезами на глазах сказал, что его постоянно преследуют ночные кошмары, а сейчас он видел во сне, как самолет стремительно падает, и шансов выжить нет.
В последнее время пассажиры, перебирающие четки и причитающие себе что-то под нос, стали встречаться все чаще.
С рейсов из России стали выносить пьяных людей, прямо как из последнего поезда метро. Люди начинают пить, пройдя паспортный контроль, продолжают на борту - и уже в начале полета бесчувственно падают на плечо соседа. Способ борьбы с аэрофобией, конечно, действенный, но изрядно подрывающий здоровье - мы уже писали, что негативное воздействие алкоголя в воздухе на порядок выше, чем на земле.
А многие предпочитают оставаться дома. Например, мой бывший коллега всегда отказывался от зарубежных поездок или командировок. Даже жена и ребенок не смогли уговорить его слетать в отпуск. Несмотря на свой страх, он очень умный и общительный человек, не считающий, что путешествие - это необходимость. «Мне достаточно познавательных передач и географических журналов, чтобы понять, где какая страна находится и чем она славится».
Для тех, кто сел на борт, отвлечь себя можно разными способами - разгадыванием кроссвордов или судоку, музыкой или фильмами на маленьком экранчике ТВ. Если любой намек на катастрофу может вызвать приступ страха, то не стоит смотреть вводный фильм и инструктаж, как пользоваться кислородной маской, спасательными жилетами и надувать трап. Шансов выжить, упав с такой высоты, нет ни у кого, поэтому данная информация вряд ли пригодится.
А если говорить серьезно, то вероятность гибели по дороге в аэропорт в 7 - 8 раз выше, чем во время полета. За прошедший год жертвами автомобильных аварий в России стали 35.000 человек - население маленького городка. А автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, метро - эти виды транспорта погубили много тысяч жизней.
Трудно представить, какие только манипуляции не совершали аэрофобы, чтоб добраться до нужного города или страны. Если речь идет о Европе или тех направлениях, куда можно доехать на поезде и автобусе, то путешествие не составит труда. А вот оба американских континента или Африка с Австралией скрываются за водной гладью. Но даже моря и океаны не останавливают настоящих аэрофобов. Они готовы ехать на трех поездах до португальского порта, чтобы пересесть на лайнер, на котором можно будет пересечь океан, а там еще двумя видами наземного транспорта добраться до нужной точки. И где-то через 2-3 недели цель будет достигнута. Не слишком ли долго и утомительно? Может, стоит побороть себя и вылечить этот злой недуг?
Можно заняться самолечением, а лучше обратиться за помощью к специалистам и избавиться от ненавистной авиафобии. Самое простое лечение - курсы. Там аэрофобов снабдят всеми необходимыми материалами: книгами, дисками, различными пособиями - и будут следить за их успехами еженедельно. Обычно такие программы включают в себя не только теоретическую часть и беседы с психологом, но и практическую. Она может состоять из посещения аэропорта, авиа-музея или даже пробного полета при школе летчиков-испытателей. Интернет пестрит предложениями различных клиник и программ, остается только выбрать.
Если нет времени на частые посещения групповых занятий, можно самому лечиться от фобии. Главное - попросить друзей и близких о помощи. Ничто, кроме их поддержки перед полетом, не поможет пережить надвигающуюся психологическую травму. Затем медленно и постепенно начинайте собирать положительные эмоции, поменяв отношение к авиаперелетам.
Цветные картинки расскажут все самое интересное и не вызовут и доли страха. Можно купить компьютерные игры, связанные с авиатехникой. Это отличный шанс попробовать себя в роли пилота и полетать с удовольствием.
Телепередачи об авиаконструкторах и их изобретениях не могут оставить равнодушным даже самого заядлого авиафоба. Кроме того, можно самому собрать модели некоторых летательных аппаратов, купив специальные наборы в детском магазине. Быть может, имея свои свежесклеенные образцы, полетать на настоящих будет не так страшно?
Кстати, прекрасный шанс вылечить недуг - прокатиться на небольшом самолете или получить свою дозу адреналина на настоящем истребителе. Огромное количество коммерческих фирм предлагают такую услугу. Надо только решиться.
Конечно, как и любую другую болезнь, авиафобию нужно лечить. И чем тщательнее, тем меньше возможности, что она возобновится.
Вот несколько ссылок, которые могут помочь в борьбе с авиафобией:
AirSafe.com - там есть вся необходимая информация о книгах и дисках.
Anxieties.com - Бывший пилот и психиатр Пэн Эм создал специальный набор для достижения приятного полета. Он состоит из 7 дисков, 2 буклетов и 14 вспомогательных карточек.
Fearofflyinghelp.com - Он-лайн программа, разработанная бывшим пилотом, содержит различные фото, видео, аудио-файлы, а также виртуальный тур и кучу иллюстраций, предназначенных как для взрослых, так и для детей.
Fearless-flight.com - Программа включает в себя книгу с реальными историями и списком вещей, необходимых на борту каждому, а также диском с расслабляющей музыкой.
Fofc.com - Сайт клиники для людей, страдающих авиафобией. Ее программа предлагает образовательную терапию.
Feartakesflight.com - 4-шаговая программа, основанная на подготовке к первому самостоятельному полету в спецшколе.
Fearofflying.com -Компания SOAR, помогающая людям побороть свой недуг. Предлагает индивидуальное консультирование даже по телефону.
Мы же не перестаем выходить на улицу и ездить на работу после сообщений о провалившихся улицах, обрушившихся зданиях, терактах в метро или сосульках-убийцах. Займитесь самолечением, выпейте успокоительного, и, не теряя присутствия духа, отправляйтесь на борт самолета. Расположитесь поудобнее, застегните ремни и попытайтесь расслабиться. Научитесь получать удовольствие от каждого полета.
Если авиафобия оказалась сильнее вас, то застрахуйте свою жизнь на несколько миллионов или составьте завещание. И не забудьте исповедаться перед полетом - тогда мысль о том, что ваша душа попадет в рай, скрасит ужас преждевременной кончины.
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!