Глава государства полагает, что такой закон, который позволит выпускникам высших учебных учреждений продолжить свою научную работу, откладывать до осени нельзя. Скорейшее принятие этого акта, по его словам, станет проявлением заботы о выпускниках высшей школы в сложный кризисный период.
На завершающем весеннюю сессию 251-м заседании Совета Федерации палата российского Парламента отклонила Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» и предложила Государственной Думе доработать его в согласительных процедурах. Была создана согласительная комиссия, Госдума рассмотрела и приняла этот правовой акт в предложенной согласительной комиссией редакции и в предстоящий понедельник он будет представлен на обсуждение верхней палаты Федерального Собрания РФ.
С просьбой прокомментировать законодательные предложения, которые позволяют обеспечить установленные Гражданским кодексом России возможности для научных и образовательных учреждений быть участниками и учредителями хозяйственных обществ, занимающихся практическим применением и внедрением результатов интеллектуальной деятельности журналисты обратились к членам Совета Федерации.
Закон, касающийся вопросов создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности, был отклонен Советом Федерации после выступления ряда сенаторов, выразивших опасения, что госсобственность в виде изобретений, разработок ноу-хау, в том числе двойного назначения, может уйти в коммерческие структуры и, следовательно, из собственности государства.
Закон, несомненно, долгожданный. Кроме того, на проведенных в начале этого года парламентских слушаниях, закон был назван ключевым в создаваемой инновационной системе. Но в связи с возникшими противоречиями на 251 заседании Совета Федерации документ был отклонен с созданием Согласительной комиссии, куда вошли по 7 представителей от обеих палат парламента.
Согласительная комиссия доработала закон, внеся в него ряд поправок. В соответствии с ними, например, создание инновационных предприятий бюджетными учреждениями науки и образования будет в уведомительном порядке учитываться органом исполнительной власти, который ответственен за проведение политики в сфере науки и научно-технической политики. Добавлен еще один принципиальный пункт. Данные создаваемые предприятия могут начать работать безотлагательно, не дожидаясь, когда придет внебюджетный инвестор, поскольку учредители могут вносить денежные средства в здания, сооружения, оборудования, приборы, в уставной капитал этих учреждений, но уже обязательно с согласия собственника. И это очень важно.
Уверен, что 27 июля Совет Федерации закон примет. Этот закон для нашего комитета очень важен, мы его вели, что называется, с нуля, подали 8 поправок, 5 из которых были приняты без изменения, а 3 с уточнениями.
В свое время Совет Федерации отклонил этот закон, потому что по нему были замечания, которые прописаны в заключениях Комитета по образованию и Комитета по бюджету. В частности, реализация данного закона организуется на базе бюджетных научных учреждений. А раз это организуется на такой базе, то будет использоваться бюджетная собственность: здания, земли. Поэтому, соответственно, должны быть учтены интересы государства. Также должен применяться заявительный характер регистрации - без согласия собственника, но с обязательным уведомлением федерального органа исполнительной власти, который занят выработкой государственной политики в сфере научной и научно-технической деятельности, чтобы можно было контролировать количество предприятий и их работу.
Если бы мы приняли закон 18 июля, то он бы не работал, поскольку содержал ряд противоречий. Поэтому Совету Федерации пришлось его отклонить.
Изначальную редакцию этого закона нельзя было считать совершенной. Закон вызывал некоторые сомнения, поэтому и не был принят членами Совета Федерации. Причин его отклонения несколько. Однако в пример приведу только те, о которых я говорил в свое время. Во-первых, мне было непонятно, как можно, в соответствии с изначальным видом данного законопроекта, распоряжаться чужой собственностью: при создании хозяйственной организации в качестве взноса можно было вносить чужую собственность. А, во-вторых, учитывая то, что этот закон подразумевал научные и образовательные учреждения, финансируемые бюджетом, то создаваемая на базе этого закона организация должна быть построена так, чтобы присутствовала защита государства. Иными словами, чтобы контрольный пакет был у государства. Но это замечание не было принято во внимание и не прописано в редакции нового закона.
Совет Федерации принял правильное решение, отклонив закон, о праве вузов создавать малые инновационные предприятия. Закон в той редакции не имел достаточного госконтроля за создаваемыми при вузах организациями малого и среднего бизнеса. Отклонив закон с созданием согласительной комиссии, Совет Федерации внес конкретные предложения в виде поправок, которые были поддержаны Согласительной комиссией. Благодаря поправкам мы добились главного – за коммерческими организациями, которые будут создаваться при вузах, со стороны государства будет включен механизм контроля.
Считаю, что противоречия и недоработки, на которые обращали внимание члены Совета Федерации на последнем заседании сняты Согласительной комиссией и 27 июля Совет Федерации с удовлетворением проголосует в поддержку доработанного закона.
Закон, который наделяет вузы правом создавать малые предприятия, безусловно, необходим. Инициированный Президентом России правовой акт касается важнейшего направления в сфере образования – инновационного. Если мы всерьез думаем об укреплении экономики государства, важно не только сориентировать молодёжь на освоение современных, передовых знаний, но и создавать реальные возможности для их внедрения в производство. Особенно это актуально сегодня, в условиях кризиса, когда необходимо обеспечить трудоустройство молодых специалистов, и лучше там же, где они уже себя проявили, - в образовательном учреждении. Я считаю, что страна должна бережно относиться молодым перспективным кадрам.
Процесс принятия закона затянулся вполне обоснованно. Причина - в существенных противоречиях с действующим законодательством, наличии потенциальной возможности отчуждения имущества вузов, а также в необходимости проверки закона на коррупционность. К этому обязывает соответствующий Указ Президента РФ. Уверен, на пленарном заседании Совета Федерации закон в редакции согласительной комиссии будет одобрен.
Cоздание малых инновационных предприятий при вузах и научных учреждениях очень важно, поскольку открывает простор молодёжной инициативе, направленной на реализацию государственной политики в сфере научной и научно-технической деятельности. Я поддерживаю подготовленную согласительной комиссией палат Федерального Собрания новую редакцию закона о малых предприятиях при вузах, поскольку она позволяет задействовать все возможности для создания условий к производству конкурентоспособной, современной отечественной продукции в различных отраслях экономики. Если мы сможем получить хорошие результаты от внедрения самых передовых достижений, государство только выиграет.
Мне непонятен политический резонанс по поводу решения Президента РФ созвать парламентариев на внеочередное заседание, чтобы утвердить закон о малых предприятиях при вузах. Президент - автор законопроекта и вправе собирать палаты Федерального Собрания, если того требуют государственные интересы. Что же касается решения Совета Федерации о направлении закона на согласительные процедуры, то это обычный законотворческий процесс, вполне демократический. Возникшая же ситуация стала следствием того, что своевременно не была согласована содержательная часть документа. В Совет Федерации из Госдумы рабочие материалы поступили только накануне пленарного заседания, и, видимо, под занавес весенней сессии возникла досадная ситуация; ведь любой закон должен приниматься в юридически корректном виде и отвечать установленным стандартам качества.
Что касается малых предприятий при вузах, то они должны стать стратегическим звеном экономической политики. Полагаю, что в нынешних условиях, с учетом материальных и интеллектуальных ресурсов вузов - лабораторий, и самое главное инновационных разработок - очень важно создать базу для реализации творческих способностей молодёжи, преподавательского состава. Мы не должны больше наблюдать, как российские ученые воплощают в жизнь свои проекты на Западе. Студенты, молодые исследователи, преподаватели должны получить возможность реализовать свои способности на Родине.
Принятие закона, наделяющего вузы правом создавать малые предприятия, безусловно, необходимо. Нужно развивать малый бизнес, привлекать талантливую молодежь к научным исследованиям, дать возможность научным работникам реализовать собственные изобретения, ноу-хау, вовлечь интеллектуальный продукт в хозяйственный оборот.
При обсуждении закона на предыдущем пленарном заседании Совета Федерации закона члены палаты высказали ряд замечаний, обратили внимание на юридические «шероховатости» представленного законодательного акта, что и стало причиной направления документа на доработку в согласительную комиссию. Это нормальная процедура законодательного процесса.
По моему мнению, закон мог получить право на апробацию и без направления его на согласительные процедуры. Я, например, не нашёл серьезных оснований для возникновения «коррупционной составляющей». Считаю, что чем меньше контролеров, тем меньше и коррупция, поскольку при нормально действующих экономических стимулах, этой угрозе не остается места: чем больше людей, материальных ресурсов всех видов вовлекается в бизнес, тем более прозрачной будет финансовая среда. Главное, чтобы все платили налоги по ясным, понятным правилам. Это касается и малых предприятий, которые после принятия закона начнут функционировать при вузах и НИИ.
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!