Иностранные инвестиционные и консалтинговые компании стали нас пугать новыми стандартами бизнес-планирования. Цели их понятны - привлечь все заказы на свою сторону. А на деле всё оказалось не так страшно. В западном бизнес-планировании просто существуют другие стандарты. При составлении бизнес-плана по этим стандартам он получается более развернутый.
Вот только есть и обратная сторона медали. При составлении бизнес-плана не по стандартам западных компаний вам могут отказать в предоставлении инвестиций для проекта или нового бизнеса.
В плановой экономике бизнес-план представлял собой документ, в котором было прописано количество необходимых ресурсов для производства, и фактически представлял собой часть современного бизнес-плана. Он не содержал таких важных моментов, как исследования и маркетинг и другие аспекты.
Целью государственного планирования было директивное планирование. Такие вещи, как спрос и предложение не исследовались, а просто планировались. В современном бизнес-плане спрос изучается и маркетинговая составляющая бизнес-плана является сегодня одной из главных.
Таким образом, современный "западный" бизнес-план является более ёмким и развёрнутым, по сравнению с советским бизнес-планом.
Миф первый - существует единственно правильная структура бизнес-плана. Её нет, есть удобная структура и она может быть различна для различных проектов и бизнесов. Единственный случай, когда приходится придерживаться строго определённой структуры бизнес-плана - это когда есть требования инвестора вашего бизнеса.
Миф второй - этапы разработки бизнес-плана и его структура это одно и то же. Ошибочно предполагается, что существует стандартная, линейная схема разработки бизнес-плана. Отчасти это заблуждение поддерживается программными продуктами для разработки бизнес-планов, где эта линейная структура применяется. На самом деле, порядок написания бизнес-плана зависит только от его составителя, как удобнее и понятнее - так и составляется. Хотите начать с блока анализа рыночной ситуации - начинайте с него, хотите первым делом посчитать постоянные и переменные издержки - считайте их.
Например, блок о маркетинге в бизнес-плане вообще слабо поддается структуризации. Маркетинг для малого бизнеса и маркетинг для крупного бизнеса - это две огромные разницы. И в целом, загонять маркетинговое мышление в какие-то рамки не продуктивно, лучшие маркетинговые и рекламные решения всегда были не стандартны, а заезженные методики хоть иногда и работают, но прорыва вам не дадут.
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!