Типичный вариант бизнес-плана включает такие основные разделы:
Данный раздел содержит выводы касательно основных сторон осваиваемого проекта (направленность деятельности, инвестиционные стратегии, потенциал, ресурсы, период реализации и пр.).
Здесь излагаются предпосылки проекта, рассматривается место расположения бизнеса в контексте рыночно-ресурсной среды, рассматриваются графики реализации.
Одним из основных разделов планирования бизнеса является рассмотрение маркетинговой политики. Разработка стратегии маркетинга предполагает обсуждение таких направлений: определение сегмента целевого рынка, его рост и тенденции развития, конкуренты и их возможности, покупательский потенциал, прогнозируемая ценовая и кредитная политика, план и затратность процессов продвижения и рекламы, дизайнерские аспекты, ценообразование, стратегия планирования каналов сбыта и многое другое. Грамотный план маркетинга рассматривается как центральная точка успеха нового бизнеса.
Описываются социально-экономические условия региона, выбирается место под будущий финансовый проект.
Классифицируются сырье и материалы, вычисляется необходимый объем, обеспеченность им региона, доступность ресурсов.
Раздел включает характеристику производственной мощности предприятия и выбор технологии производства.
Разрабатывается организационная схема, структура управления сфер деятельности, смета расходов и капиталовложений.
Излагаются требования и оценка будущего персонала, предполагаемые планы подготовки.
Раздел содержит график реализации проекта и необходимый бюджет.
Выносится финансовый прогноз, анализ инвестиционных рисков. Цель финансового плана - определить потенциал фирмы и установить границы ее финансовой жизнеспособности.
Важной частью бизнес-плана является приложение. В нем излагаются подробности будущего бизнеса и различные дополнительные материалы: уставы, договора предприятий, копии регистрационных свидетельств, лицензии, сертификаты, отзывы партнеров и прочее; материалы, характеризующие будущую продукцию (сертификаты, фото, патенты, чертежи и прочее); материалы маркетинговых исследований, материалы относительно механизма реализации проекта, выписки правовых и нормативных документов; сметы, калькуляции, графики; форс-мажорные ситуации, гарантийные письма и прочее.
Квалифицированный бизнес - план дает возможность руководству предприятия правильно оценивать состояние текущих дел, контролировать и направлять производство и коммерческие операции, намечать перспективу. Такой план может использоваться для привлечения партнеров для создания совместных предприятий, организации совместных проектов или финансирования предприятия в той или иной форме.
В секторе малого бизнеса планирование позволит оптимизировать стартовый процесс, подсчитать ценовые показатели, издержки и доходы, наметить пути расширения бизнеса, выбрать оптимальную схему финансирования и найти пути решения многих вопросов для вашего бизнеса.
Каждый представитель малого бизнеса при открытии нового предприятия решает вопрос об источнике финансирования. Для развития бизнеса малых форм предприниматели могут воспользоваться банковскими займами. Представители данного бизнес - сектора могут рассчитывать на следующие виды кредитов:
- овердрафт (предоставляется как юридическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям без бизнес-плана).
- проектное финансирование (как правило, используется для приобретения дорогостоящего оборудования).
- инвестиционное кредитование (для "серьезных" предпринимателей).
- коммерческая ипотека (рассчитана на индивидуальных предпринимателей, которые хотят приобрести нежилые помещения).
- кредит на покупку основных средств (рассчитан на приобретение техники, производственных комплексов).
- кредит на открытие бизнеса
Не стоит забывать о возникновении рисков. Самый правильный бизнес-план не сможет гарантировать полный успех без усилий его творца. В этом контексте имеет место учет возможных рисков как настоящих, так и будущих. Для любой действующей компании или разрабатываемого проекта риски являются показателем того, что может наступить непредвиденный момент, в результате которого могут появиться незапланированные, дополнительные расходы, недополучение доходов, потеря доли ресурсов. Поэтому, на этапе подготовки этого раздела бизнес-плана, авторы учитывают и прогнозируют возможность изменений на осваиваемом сегменте рынка. Проводится качественный и количественный анализ рисков проекта. Следует ясно обозначить, в насколько рискованной области капиталовложений находится сфера деловой активности компании. Начать необходимо с выявления причин и источников рисков.
По источнику возникновения риски разделяются на: собственно хозяйственные; обусловленные природными явлениями; связанные с человеческим фактором.
По причине возникновения: непредсказуемости поведения партнеров; неопределенности будущего; недостатка информации.
Финансовый риск - сфера отношений предпринимателя с кредитодателями и инвесторами.
Коммерческий риск - сфера реализации товаров и услуг.
Производственный риск - непосредственно производственная сфера.
И в конце напоминаем, что любой бизнес-план является документом конфиденциальным (так как содержит цифры, решения, показатели, оригинальные идеи, концепции), поэтому следует помнить о таком важном моменте: - при первичном представлении бизнес - идеи, предлагается краткий вариант бизнес - проекта, который содержит основные тезисы.
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!