Для чего нужен бизнес-план и как его написать

В настоящее время можно сказать, что культура российского бизнес-планирования сложилась.

И сегодня термин "бизнес-план" уже не вызывает непонимания и страха со стороны предпринимателей и бизнесменов. Теперь пришло время разобраться подробнее в этом вопросе и систематизировать опыт, по-новому посмотреть на проблемы и задачи современного бизнес-планирования.

Коротко, можно сказать, что бизнес-план — это система доказательств успешности предполагаемого бизнеса.

Бизнес-план направлен на две категории участников — внутренние (это учредители бизнеса, сотрудники компании, словом те, кто будет реализовывать бизнес-план) и внешние (инвесторы и кредиторы). Бизнес-план призван убедить как учредителей бизнеса, так и инвесторов в том, что этот бизнес принесёт ожидаемые прибыли, что риски будут приемлемы и прочее.

При работе с бизнес-планом необходимо принимать во внимание интересы всех заинтересованных лиц — и инвесторов и заказчиков и партнеров, а так же учитывать мнение региональных и муниципальных властей, фирм подрядчиков и конечно потребителей.

Все множество бизнес-планов можно разделить по таким признакам, как степень детализации, субъект и объект планирования, целей и задач бизнес-плана. На сегодняшний день бизнес-планы можно разделить на следующие категории:

1. Комплексный бизнес-план инвестиционного проекта. Содержит описание результатов маркетингового исследования, описание действий по завоеванию рынка и расчет предполагаемых результатов деятельности. Такой бизнес-план обычно содержит от 30 до 300 страниц.

2. Концепт бизнес-план инвестиционного проекта. Является рамочным документом, в котором прописываются основные моменты будущего проекта. Такой бизнес-план является основой для переговоров с инвестиционной компанией для выяснения взаимных интересов.

3. Бизнес-план компании. Является внутренним документом и служит для изучения перспектив развития компании. Такой бизнес-план излагается перед собранием акционеров бизнеса или советом директоров компании и содержит план развития деятельности компании.

4. Бизнес-план как заявка на кредит. Служит для получения кредитов от организации-кредитора.

5. Бизнес-план как заявка на грант. Используется для получения денежных средств из государственного бюджета или фондов для решения актуальных социальных проблем.

Содержание бизнес-плана, несмотря на многообразие его видов, является вполне стандартным и состоит из следующих разделов:

1. Титульный лист. На нём прописывается основная информация о проекте — название и адрес компании, учредители, суть и стоимость проекта, а так же информация о степени секретности документа.

2. Резюме. Подробно излагается суть проекта, его задачи и цели, степень новизны, предполагаемый объем производства или предоставления услуг компанией, размеры ожидаемых продаж, предполагаемые затраты на реализацию проекта. А так же прибыльность проекта и сроки окупаемости.

3. Описание товара. Подробное описание свойств товара, конкурентные отличия его от существующих товаров, возможность защиты его патентами.

4. Маркетинг. Один из важнейших разделов бизнес-план, особенно для товаров и услуг направленных на конечного потребителя. Содержит анализ ценообразования и каналов сбыта товаров, предполагаемая рекламная активность, анализ слабых и сильных сторон предприятия и товара, и конечно, предполагаемый объём продаж.

5. Организационный план. В этом разделе бизнес-плана описывается структура компании, роль главных менеджеров компании и их роль в реализации проекта, порядок работы между подразделениями компании, необходимые объёмы рабочей силы, условия труда работников и размеры заработной платы сотрудников.

6. Производственный план. Проводится расчет необходимых мощностей и производственных площадей, необходимом оборудовании и материальных ресурсов. А так же, трудоёмкость производства продукции, себестоимость производства и издержки. В этом разделе бизнес-плана даются предположения по проблемам с поставками необходимого сырья и материалов, определяется перечень необходимых операций с ресурсами и комплектующими и прочее.

7. Финансовый план. Рассчитывается прогноз расходов и доходов предприятия, баланс активов и пассивов компании и другие финансовые показатели. Так же, рассчитывается объем необходимых дополнительных инвестиций и прогнозируются источники финансовых поступлений, определяется срок окупаемости бизнес-плана.

8. Риски. Расчет предполагаемых рисков и способы их страхования. Обычно, в бизнес-план закладывается страхование грузов и автотранспорта, а так же ответственности перед третьими лицами.

Раскроем некоторые секреты успешного бизнес-плана.

Прежде всего, бизнес-план должен быть реалистичным, чем амбициознее бизнес-план, тем меньше вероятности его успешной реализации. Часто при расчёте применяют две оценки — "снизу" и "сверху", это помогает увидеть, как будет развиваться проект при неблагоприятных условиях. Второй секрет состоит в том, что бизнес-план должен постоянно развиваться, изменяться. Переделывайте его столько, сколько сочтете нужным и меняйте всё, от прогнозов продаж, да самой концепции бизнеса. Третий секрет — основой успешного бизнеса являются люди. Команда, которая будет реализовывать ваш проект должна поддерживать вашу идею, а вы в свою очередь, должны быть уверены в команде.

Искусство бизнес-планирования постоянно совершенствуется и развивается, но основные принципы планирования остаются неизменными на протяжении долгого времени.


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!