Жестких методик по разработке бизнес-плана нет, однако есть общие рекомендации по составлению такого рода документов.

Прежде всего, бизнес план должен включать в себя несколько составных частей:

- вступление

- краткая характеристика самого предприятия и положения дел на рынке

- описание нового продукта или услуги

- мероприятия в сфере маркетинга и сбытовая политика

- план производства

- планируемые организационные мероприятия

- финансовые данные

- направленность и расчет эффективности

- существующие и возможные риски, а также пути их преодоления

Вступление (резюме) - короткое изложение всего плана. Как правило, именно на эту часть обращают внимание возможные инвесторы. Поэтому рекомендуется отразить в этой части: необходимую сумму внешних заимствований, предполагаемые сроки возврата средств, кто является поручителем возврата, или что является залогом возврата средств. Также необходимо отразить размер внутренних инвестиций в проект. При наличии нескольких внешних инвесторов, уместно будет указать их всех.

Характеристика предприятия и отрасли - отражаются важнейшие экономические характеристики предприятия, имеющие отношения к новому проекту: экономические и финансовые данные, качественный и количественный состав топ - менеджеров и работников предприятия, основные достижения компании и перспективы. При характеристике отрасли в целом, кратко описывается положение дел в ней, а также показываются производственные и иные связи компании.

Описание нового продукта - сообщается об особенностях новинки, перечисляются ее новые стороны, ее отличие от продукции конкурентов. Указываются технологические вопросы и новации, которые будут применяться при выпуске нового продукта. Нужно подчеркнуть, что бы эта часть была доступна для восприятия не только узкому специалисту. Необходимо отметить все достоинства нового продукта, а также показать, что в дальнейшем, характеристики новинки можно будет еще улучшать, в соответствии с требованиями рынка.

Маркетинг и сбытовая политика - рассказ о том, что заставит потребителей приобрести именно Ваш товар или услугу. Обзор планируемых рекламных мероприятий по продвижению нового продукта, рассказ о путях продаж, отчет о проведенных опросах потребителей с целью выяснения имиджевых предпочтений и т.п.

Производственный раздел - отчет о существующем или планируемом производстве, данные о Ваших подрядчиках в производстве продукта. Отражаются специфические вопросы оптимизации производства под новое производство, данные о процессах производства, о поставках нужного сырья или ингредиентов для нового изделия, планируемые сроки доставки новинки в торговую сеть и т.п.

Организационные мероприятия - данные о разработчиках проекта и о тех, кто будет заниматься его внедрением в жизнь. Освещаются основные вопросы поощрения и мотивации персонала управленческой вертикали и т.п.

Финансовые данные - отображаются основные финансовые аспекты. Показывается ряд данных, а именно расходы при производстве новой продукции, расчет себестоимости нового изделия, расчет необходимых финансовых поступлений и их источники, движение наличных средств, предполагаемая прибыль и т.п. Эффективность и направленность проекта - в сжатой форме показывается, на кого рассчитан новый продукт, определяется и излагается, насколько проект будет эффективным.

Возможные риски и их преодоление - анализируются имеющиеся риски на рынке, описываются предполагаемые риски, с учетом возможных непредвиденных обстоятельств, перечисляются, какие именно гарантии имеют предполагаемые внешние инвесторы.


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!