Тем не менее, в жизни оказывается так, что этих двух составляющих оказывается явно недостаточно.
Начало любого пути всегда сопряжено с трудностями. Именно проблемы, связанные с началом бизнеса, обсуждались на конференции, организованной центром On Conference. Конференция носила название "Создание эффективного предприятия "с нуля", или start-up в России".
Евгений Чичваркин, представляющий на конференции компанию "Евросеть" высказал мнение, что предпринимательство в России начинается без точных цифр. Он считает, что бизнес-планирование, управленческий учет и другие бизнес - инструментарии, скорее относятся точным настройкам процесса. Чичваркин сказал, что нужда, в такого рода инструментах, возникает только в устоявшемся бизнесе, причем на том этапе, когда предприятие уже достигло пределов своего развития. Только на этом этапе, считает Евгений Чичваркин, нужно обращать внимание на бизнес-планирование. Тогда компания сможет оптимизировать свои затраты, позволит бизнесу стать немного более эффективным и опередить конкурентов. По его мнению, только когда конкуренция обостриться до предела, а менеджеры в российских компаниях будут высочайшего уровня, только тогда будет необходимость в жестком контроле затрат и издержек. Чичваркин сказал, что когда он пришел в бизнес, то главное было начать зарабатывать, а не разрабатывать бизнес-план. Когда есть возможность зарабатывать деньги - некогда рассуждать. Даже сейчас, говорит Евгений Чичваркин, нужно активно подбирать исполнителей для проникновения в новый регион и быстро начинать работать. При этом основной костяк команды составляет семь человек. Много времени уходит на то, чтобы найти лидера этой команды, который и возглавит процесс на месте. На второго члена команды времени на подбор нужно уже меньше, а на третьего еще меньше. Когда все люди набраны, то руководству "Евросети" не нужно заниматься организационными вопросами. Специалисты из отобранной группы сами подберут подходящий офис, займутся подбором персонала и другими организационными вопросами. Таким образом, подобранная команда способна действовать самостоятельно, а высшее руководство только может корректировать эту работу в зависимости от специфики региона и методов работы конкретных исполнителей.
Многие рынки только формируются, условия игры на них постоянно меняются. Как считают специалисты, только в случае наполнения рынка в конкретном сегменте, можно начинать заниматься конкретикой в планировании бизнес - процессов. В настоящее время таких сегментов не очень много. Кроме того, Евгений Чичваркин подчеркнул, что сейчас нет необходимости "выжимать" старые рынки. Намного эффективнее завоевывать новые горизонты, чем собирать остатки прибыли там, где плодотворно поработали конкуренты. Чичваркин сказал, что эксперименты - его стихия. При малейшей возможности попасть на новые рынки сбыта, компания "Евросеть" сразу начинает это делать. Считается, что авантюризм должен быть в крови любого бизнесмена. Сам Евгений Чичваркин поделился опытом вхождения на рынок Татарстана. Все утверждали, рассказывает Евгений, что работать в Татарстане нет никакой возможности из-за местных структур, которые яростно сопротивляются появлению чужаков на местном рынке. Но оказалось, что не так все страшно. Местные компании, в основном, заняты нефтяным бизнесом, а розничная сеть мобильной телефонии не представляет для них никакой угрозы.
Представитель фирмы "Конфаэль" Ирина Эльдарханова, вспоминая свои первые шаги в бизнесе, говорит о том, что планирования в бизнесе у компании так же не было. Скорее всего, если бы бизнес-план и был составлен, то маловероятно, что он бы помог, так как трудно было учесть все сложности и неожиданности становления бизнеса.
Людмила Маргулец представляла на конференции Стокгольмскую школу экономики. По ее мнению, только оптимисты с определенными артистическими качествами способны покорить вершины бизнеса. Начинать бизнес нужно с работы над собой. Если оптимизм превалирует в начинающем предпринимателе, то его настроение будет передаваться окружающим. Уверенностью в собственных силах также обладают оптимисты. Это также немаловажный фактор для успеха в бизнесе. Банальные вещи, на первый взгляд. Тем не менее, люди практически ничего не делают, чтобы руководствоваться этими принципами.
Это элементарно, а люди привыкли искать сложные пути, либо "особые секреты" успешного ведения бизнеса. Людмила Маргулец считает, что позитивный настрой и личное обаяние - особо важные вещи на первом этапе ведения своего дела. Многие коллеги по бизнесу, возможные заемщики и первые клиенты - все они будут вначале судить о вашем бизнесе по вашей личности, по тому, как вы умеете подать себя. Вспоминая свою собственную историю, Людмила Маргулец сказала, что в свое время ей удалось привлечь на свою сторону серьезного зарубежного инвестора только потому, что она смогла создать вокруг себя ауру доверия и позитивного настроя. Главный козырь и двигатель для начала любого бизнеса - патовая ситуация, в которой оказался потенциальный предприниматель. Очень не просто начинать самостоятельную работу, когда все хорошо, есть стабильная зарплата и другие благоприятные условия. Напротив, говорит Людмила Маргулец, когда все плохо - это хорошо для начала бизнеса. Тогда человек стремится изменить ситуацию, начав что-либо делать.
Однако, если нет никакого плана по развитию бизнеса, то с начинающим бизнесменом не захотят общаться финансисты, что закроет дорогу для получения внешних заимствований. Об этом заявила Елена Ломакина, которая представляла аудиторскую компанию "Эрнст энд Янг". Только четкие расчеты и убедительные цифры в состоянии убедить банкиров. Бизнес-план сможет раскрыть особенности рынка, на котором собирается работать компания новичок, дать оценку потенциальным рискам для инвестирования. Без такой проработки идеи деньги получить будет очень тяжело.
Ирина Эльдарханова, из фирмы "Конфаэль" согласна с необходимостью планирования бизнеса. Пока современные реалии таковы, бизнес-инкубаторы не получили широкого развития и деньги для начала бизнеса нужно заимствовать. Ирина Эльдарханова говорит, что оптимальным было бы ориентироваться на опыт западных фирм, так как у них есть бесценный опыт управления бизнесом.
Максим Ноготков, представляющий компанию "Связной" сказал о том, что новый бизнес должен начинаться с поиска неудовлетворенных клиентов. Нужно найти, что не устраивает потребителей в существующих продуктах или услугах, либо в чем потенциальные клиенты нуждаются. Если это удастся выяснить, то сразу можно выводить на рынок новый товар или услугу.
Особое внимание Максим Ноготков уделил партнерам и поставщикам. Начинающим предпринимателям целесообразно сотрудничать с небольшими или начинающими компаниями и продвигаться вперед вместе с ними. Для небольшого банка, к примеру, может быть ценен любой клиент. Поэтому там можно получить кредитование на льготных условиях, либо отсрочку платежа. Это вряд ли получится в случае обслуживании в крупном финансовом учреждении, для которого ваш небольшой бизнес не представляет особого интереса. Речь идет о том, что продвижение вперед должно происходить совместно с партнерами по бизнесу. Постепенно, по мере расширения и укрупнения бизнеса, нужно выходить на новые рубежи. Можно переходить в крупный банк, искать более крупных поставщиков и покупателей. По мнению Максима Ноготкова это главный принцип - работать с предприятиями, близкими по размерам и расти вместе с их ростом. Будьте готовы к тому, что ваши идеи, с которыми вы пришли в бизнес, будут восприняты в штыки. Максим Ноготков вспоминал, как название "Связной" не воспринималось потребителями в начале деятельности салонов связи. В настоящее время это название приветствуется. Фактически получается, отмечает господин Ноготков, что чем успешнее ваш бизнес - тем больше у вас сторонников.
Главный козырь начинающего бизнесмена - качество. Качество во всем. Клиенты и потребители ваших услуг - краеугольный камень, на котором держится весь бизнес. Позитивный настрой по отношению к потребителям и покупателям - это главный козырь, который может использовать начинающий бизнесмен.
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!