Объем предложения торговых помещений увеличился на 85,8%, что объясняется сложной экономической ситуацией в стране.
Если говорить о предложение по типу сделок, то лидирующую позицию занимает аренда помещений. Многие собственники по-прежнему предпочитают не продавать помещения на «низком рынке» - констатируют аналитики Rain Group Estate. Что касается торговых центров, то тут прослеживается следующая ситуация. На рынке торговой недвижимости резкая смена (в сторону сокращения) планов ритейлеров застала врасплох значительное количество строящихся объектов, многие из которых были заморожены. При этом в течение года к реализации не было заявлено ни одного нового крупного проекта. У девелоперов образовался излишек площадей, даже, несмотря на падение арендных ставок. Высокая конкуренция на рынке торговой недвижимости выявила ошибки в концепциях многих торговых проектов. Произошла резкая дифференциация объектов на успешные, спрос на которые сохранялся на высоком уровне в течение всего 2009 г. (ТРК «Семья»), и менее успешные, которые без концептуальной коррекции останутся невостребованными среди арендаторов. Строительство ряда объектов, открытие которых было запланировано на конец текущего года, переносится на следующий год. Причины те же: проблемы с финансированием строительства, неправильное прогнозирование объемов и сроков строительных и отделочных работ, и т.д. Ценовая ситуация: По данным Rain Group Estate, 2009г. характеризовался снижением арендных ставок на стоимость продажи всех типов коммерческой недвижимости. Кроме базовой арендной ставки, снижались и операционные расходы, увеличивался срок арендных каникул, некоторые собственники брали на себя расходы на отделочные работы в помещениях арендатора, сократился размер гарантийного взноса и т.д. Средняя арендная ставка на конец 2009 г. составила 610 руб. кв. метр. Падение в период с января по декабрь 2009 г. составило порядка 20-35%. Средняя стоимость продажи на конец 2009 г. составляет 54 803 руб. кв. метр. Падение за 2009 г. составило порядка 25-40%. Необходимо отметить, что в настоящий момент некоторый рост спроса со стороны потребителей связан с существованием отложенного спроса, а не с общим улучшением ситуации. Если говорить о ситуации в целом, то увереннее всего себя чувствуют торговые операторы, ориентированные на аудиторию с доходами ниже среднего (дискаунтеры). Таким образом, можно сделать вывод, что основным фактором, определившим развитие рынка торговой недвижимости Уфы в 2009 г., стал финансово-экономический кризис, который повлек за собой: -рост объема предложения торговых помещений на протяжении всего 2009г; -дефицит заемных кредитных средств; -снижением цен и арендных ставок на объекты во всех сегментах рынка торговой недвижимости; -снижение спроса на объекты торгового назначения чаще всего это поиск вариантов, позволяющих сократить расходы на аренду офиса, склада или магазина.
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!