Опять двойка. Четверть российских школьников не справились с ЕГЭ по литературе и математике

Единый госэкзамен /ЕГЭ/, объединяющий школьные выпускные экзамены с вступительными испытаниями в вуз, пока вводится в российских школах в порядке эксперимента.

Единый госэкзамен /ЕГЭ/, объединяющий школьные выпускные экзамены с вступительными испытаниями в вуз, пока вводится в российских школах в порядке эксперимента. Обязательным он станет лишь в 2009 году. Но уже сегодня его внедрение достигло таких масштабов, что можно делать некоторые выводы. В нынешнем году единый экзамен сдавали 1 млн 97 тыс выпускников школ. Обязательными предметами стали русский язык и математика. Еще 11 предметов были предоставлены ученикам на выбор. Каждый выпускник, участвовавший в ЕГЭ, должен был сдать два обязательных предмета и еще три по выбору. Первый и главный вывод: выпускники школ не демонстрируют тех знаний, которых от них ожидают. По результатам предварительного подсчета, обнародованным по состоянию на 16 июня, порядка четверти выпускников получили "двойку" по литературе и математике.

Хуже всего оказались результаты по литературе: 25,3% двоечников.

Предполагалось, что по математике картина будет столь же печальна: в 2007 году этот предмет оказался для выпускников самым трудным, и количество "неудов" составляло 20 проц.

Эти прогнозы с одной стороны оправдались /23,5 проц двоечников в 2008 г - больше, чем год назад/, с другой – нет. Не знающих произведений Пушкина, Толстого, Достоевского и других классиков оказалось больше, чем тех, кто "не в ладах" с точными науками. Может быть, дело в том, что вопросы в форме тестов предполагают знание текстов литературных произведений, а не просто "зубрежку" готовых определений в учебнике? Ведь ни для кого не секрет, что наши дети крайне мало читают. Возможно, дело в несовершенстве тестов, которые, как считают критики ЕГЭ, пригодны в деле оценки знаний точных наук, но совершенно бесполезны применительно к наукам гуманитарным. С другой стороны, многие предполагали, что количество неудовлетворительных тестовых заданий по математике составит порядка 30 проц, и в этом отношении можно сказать, что на деле все оказалось не так плохо. Двойки по русскому языку получили 11,3 проц школьников. Русский язык, как и математика, были обязательными для сдачи в тех регионах, которые выбрали их для проведения единых госэкзаменов.

В целом основной оценкой российских выпускников в этом году стала "тройка".

Лишь по английскому, французскому языкам, информатике, обществознанию большая часть выпускников продемонстрировала знания на оценку "хорошо". "ЕГЭ, как технологический инструмент, в этом году не дал сбоев, которые могли повлиять на результаты итоговой аттестации. Не было никаких сложностей для того, чтобы ученики могли показать свои знания", - считает руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова. Говоря о большом количестве "неудов" по математике, она отметила, что это не показатель, потому что в мировой практике процент "двоек" по этой дисциплине колеблется в пределах от 0 до 30 проц. Все контрольно-измерительные материалы поступили в регионы вовремя, а редкие попытки подлога результатов были своевременно выявлены и пресечены. В частности, как рассказал начальник управления департамента образования Москвы Владимир Раздин, один из сотрудников департамента образования, питающий "нежные чувства" к выпускнице одной из московских школ, незаконно распечатал чистый бланк для ЕГЭ по математике и заполнил его от ее лица, поставив галочки в нужных местах. Влюбленный был уволен с работы, а девушка переписала экзамен, впрочем, успешно. К сожалению, не обошлось и без трагических коллизий. 15-летняя школьница Вологодской области покончила с собой, испугавшись, что допустила ошибку на ЕГЭ по математике. Девочка, занимавшая 39-е место в списке ста лучших учащихся России, готовилась к экзамену очень тщательно. Но после того, как пришла домой, поняла, что допустила ошибку. Расстроенная школьница пошла гулять с подругами на улицу. Через два часа мать нашла свою дочь повесившейся в летней кухне. Правда, пока прямых доказательство того, что ЧП произошло именно из-за ЕГЭ, нет.

Причину неудач школьников многие видят не только в несовершенстве самих тестов, но и в недостаточной подготовке к новой форме экзамена как самих детей, так и родителей, педагогов.

В апреле были проведены "пробные ЕГЭ" по математике, как наиболее сложному, на взгляд чиновников от образования предмету. Их целью было познакомить детей с вопросами и самим форматом экзамена. Л.Глебова отметила, что было организовано достаточное число "горячих" линий, на которые в целом поступило около 3,8 млн обращений. Такой способ общения стал для многих единственной возможностью узнать об этом таинственном "слове из трех букв", то есть, ЕГЭ, хоть что-нибудь. Это сигнал чиновникам от образования на местах – необходимо усилить работу со школами, педагогическим составом, родителями учеников. "Мы намерены расширить возможность общественного контроля, дающего возможность оперативно реагировать на обращение", заявила глава Рособрнадзора. Однако, как мы видим, эффективность всех этих мер пока невелика.

Около 20 тыс выпускников школ, участвовавших в сдаче ЕГЭ, подали апелляцию, не согласившись с полученными оценками.

"20 тыс апелляций - это менее одного процента от числа сдававших ЕГЭ", - отметила Л.Глебова. Между тем только в Москве около 2 тысяч школьников подали на апелляцию по результатам ЕГЭ по русскому языку. Этот предмет, несмотря на сравнительно небольшое количество "неудов", остается рекордсменом по подаче жалоб. Как правило, оспаривается не тестовая, а так называемая творческая часть задания, которую оценивают не компьютеры, а эксперты. На апелляции нередко настаивают преподаватели, недовольные самой методикой проведения ЕГЭ и навязыванием этой формы в целом.

Вообще, о плюсах и минусах единого экзамена можно рассуждать долго: единого мнения на этот счет до сих пор нет, как нет однозначного решения о том, во благо это школьникам и системе образования в целом или во вред.

Сторонники ЕГЭ уверены, что это единственный экзамен, дающий объективную оценку знаний учащегося. Ведь подоплека школьных оценок нередко далека от этой самой объективности. Кроме того, для детей из малообеспеченных семей это единственный шанс поступить в вуз – при стандартной схеме они этого шанса лишены. Противники утверждают, что ЕГЭ – не что иное, как попытка стандартизировать знания, получаемые школьниками. Это приводит к тому, что исчезают уникальные школы со своим стилем преподавания, остаются лишь обычные, "натаскивающие" учеников на стандартный экзамен, следовательно, дающие одинаковые знания. В результате дети просто формально выучивают материал из учебников, а настоящего образования так и не приобретают. Введению ЕГЭ сопротивляются ведущие московские вузы, считающие, что фундаментальное образование таким образом не получить, в результате, высший балл могут набрать совсем не те, кто обладает необходимым для дальнейшей учебы творческим потенциалом. Многие эксперты считают, что без ЕГЭ в той или иной степени не обойтись – в конце концов, в Европе, на которую мы сегодня ориентируемся, существуют независимые системы оценки знаний. Надо только совершенствовать формы тестов и уделять внимание психологической подготовки школьников. Если параллельно продвигать ЕГЭ в профессиональной среде, никаких проблем в перспективе не ожидается.

Что ж, точки над i в этом вопросе, скорее всего, расставит время.

Всем заинтересованным пока остается лишь ждать "второй волны" экзаменов, которая состоится с 17 по 25 июля, когда это смогут сделать те, кто не успел воспользоваться первой возможностью или желает пересдать экзамен. По словам Л.Глебовой, почти тысяча выпускников получили 100 баллов по тому или иному предмету, что является высшей оценкой в системе ЕГЭ. "Это фактически национальное достояние нашей страны", - сказала она. Все выпускники школ, сдавшие ЕГЭ, вовремя получат свидетельства, задержек не будет. Ну, а дальше – прямая дорога в настоящую взрослую жизнь…

Источник: prime-tass.ru


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!