Железнодорожный туризм: перезагрузка

Расцвет железнодорожных путешествий в России пришёлся на советский период.

В 80-е годы количество ж/д туристов ежегодно составляло более 4 миллионов человек. Но Советский союз распался, а вместе с ним ушло и само понятие железнодорожный туризм. Круизы по железной дороге перешли в формат разовых немассовых туров. Сегодня традиции железнодорожных путешествий только начали возрождаться и в стране снова загудели туристические поезда. Мы попытались разобраться, насколько перспективен этот вид туризма, и по какому пути он может успешно пойти. 

Начало пути

Не секрет, что развитие железнодорожного туризма серьёзно зависит от позиции главного игрока в этой сфере: компании ОАО «РЖД». За туристические перевозки в холдинге-монополисте отвечает профильный туроператор - «РЖД Тур». По словам генерального директора «РЖД Тур» Сергея Ильягуева, в настоящее время разрабатываются новые проекты для популяризации этого вида туризма и компания готова к активному сотрудничеству с туристическими компаниями.

Так, в 2012 году по инициативе Федеральной пассажирской компании («дочка» ОАО «РЖД») стартовал проект «Пять пятниц», который направлен на возрождение железнодорожных туров выходного дня. Путешествия в таком формате предполагают передвижение на небольшие расстояния, туристы могут совершить поездку в близлежащие регионы с экскурсионной и развлекательной программой на комфортабельных поездах по невысоким ценам. Средняя стоимость тура выходного дня составляет от 4500 до 7500 тысяч рублей. Для реализации этой идеи были привлечены региональные туристические компании и местные органы власти. По словам экспертов, проект имел большой успех и в следующем году он будет продолжен. На данный момент в рамках «Пяти пятниц» было перевезено около двух тысяч туристов.

На призыв РЖД наиболее активно откликнулись турфирмы из Самары, Нижнего Новгорода и Челябинска. После первых успехов проекта заинтересованность в запуске туристических поездов выразило уже большее количество компаний. На 2013 год в «РЖД Тур» поступили предложения о сотрудничестве от 15 региональных компаний.

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин считает, что железнодорожный туризм может предоставить уникальные туристические продукты, которые невозможно предложить другим способом.

Бизнес-решение

Однако формировать подобные эксклюзивные маршруты на туристических поездах туроператоры пока не спешат. Участники рынка в настоящее время скептически настроены в отношении железнодорожного туризма, считая это узкой сферой, куда невозможно направить массовые потоки туристов.

Туроператор «НТК Интурист», одна из немногих компаний, который верят в будущее железнодорожного туризма и считают этот вид перспективным.

«Турпоезд универсален, он включает в себя и проживание, и питание, и программу. К тому же, железнодорожный туризм способен дать толчок развитию внутреннего туризма в целом, ведь даже один рейс туристического поезда способен привлечь в регион довольно большое количество туристов»,- считает директор департамента спецпроектов по туризму « НТК Интурист» Денис Зайцев.

В планах туроператора - развитие ж/д путешествий по Золотому кольцу, Уралу, Байкальскому региону.

Спрос на туристические поезда под событийные мероприятия довольно высок, поэтому именно в этой области ж/д туризм сегодня развивается наиболее активно. Так, на период Универсиады-2013 в Казани планируется запуск по меньшей мере полутора десятков специальных поездов, которые отправятся из различных городов Центральной России.

«В настоящий момент мы согласовываем с Дирекцией Универсиады расписание, формируем туристические пакеты, - рассказывает генеральный директор ООО «РЖД Тур» Сергей Ильягуев. – Обсуждается вариант, при котором при отправлении поезда болельщик получит помимо проездных документов еще и универсальную карту, которая даст ему возможность посетить любое спортивное состязание на выбор».

Эксперты полагают, что формат однодневных туристических поездов, когда болельщики приезжают утром, а уезжают поздно вечером, будет наиболее оптимальным решением, поскольку гостиничный фонд Казани не способен вместить всех желающих.

Компания «Роза ветров» также планирует организовать туристические поезда на время проведения Универсиады.

«Мы заключили договор о стратегическом партнёрстве с «РЖД» и уже приступили к разработке программ на Универсиаду-2013. Планируем запустить 12 поездов из разных регионов страны. Думаю, что такие туры будут особенно интересны молодёжи и этот продукт окажется востребованным на рынке»,- рассказывает генеральный директор компании Сергей Зенкин.

В программу тура входят экскурсии по городу, два билета на соревнование и посещение дискотеки. Стоимость такого путешествия из Москвы составляет около 6 тысяч рублей. Туроператор также рассматривает возможность организации туристических поездов на Олимпийские игры в Сочи для россиян и иностранцев.

Несмотря на все риски, существуют компании, специализирующиеся исключительно на этом виде туризма. Фирма «ДельтаКопия» осуществляет проект «Ретропоезд» и разрабатывает уникальные туры на старинных поездах на паровой тяге.

«Мы помогаем турфирмам стать железнодорожными туроператорами. Для формирования качественного продукта нужно разбираться в ж/д специфике, немногим компаниям это под силу, а экспертов и профессионалов в этой области на рынке очень мало»,- сказала генеральный директор «ДельтаКопия» Сусанна Старцева. По ее словам, заработать такое агентство может в сегменте люкс- и корпоративного, а также событийного туризма. Турпоезда часто арендуют крупные компании для проведения семинаров, презентаций, формируются даже так называемые агитпоезда под такие мероприятия, также на ретропаровозах многим нравится отмечать дни рождения, юбилеи и выпускные вечера. А на реконструкцию Бородинского сражения усилиями нескольких туристических компаний удалось собрать целый поезд на 520 человек. 

Стоп-кран

На пути железнодорожных путешествий в России стоит ряд проблем, которые не дают развиваться этому виду туризма. Особенно волнует представителей рынка вопрос ценообразования. Эксперты полагают, что ж/д проекты могут реализовываться только при скидке до 30% от действующих тарифов на проезд в купейном вагоне. Специалисты уверены, что ценовая доступность позволит привлечь интерес к ж/д туризму и удержать клиента. При этом в «РЖД Тур» отмечают, что делается всё возможное для снижения цены перевозки. Компания не заинтересована в том, чтобы это стало блокирующим фактором для развития железнодорожных путешествий.

«Специально для туристических поездов у нас разработана очень гибкая тарифная политика, и стоимость перевозки существенно ниже, чем в поездах регулярного сообщения»,- говорит генеральный директор «РЖД Тур» Сергей Ильягуев. 

По мнению участников рынка, железнодорожный туризм развивать невозможно без объединения усилий туроператоров, ж/д перевозчиков и региональной власти. Взаимное сотрудничество позволит оптимизировать цены специально под турпоезда и сделать регулярными туристические обмены между регионами. К сожалению, пока к такому сотрудничеству готовы не все субъекты РФ.

Кроме того, необходима популяризация этого направления среди потенциальных туристов просто необходима. Большинство наших соотечественников имеют смутные представления о железнодорожном туризме и не знают о том, что именно предлагается в этом сегменте на сегодняшний день. В отличие от зарубежных стран, где ж/д путешествия являются частью повседневной жизни, наших туристов ещё только предстоит приучить к культуре железнодорожных странствий.

Чтобы сделать путешествиям по железной дороге востребованным продуктом ещё придётся преодолеть проблемы сервиса, недостатка инфраструктуры и ряд стереотипов как в потребительской, так и в туроператорской среде. Но в железнодорожном туризме заложен мультипликативный эффект, который способен стимулировать развитие внутреннего туризма в стране. Развитая сеть железных дорог открывает для этого безграничные возможности, а если будет предложение, то возникнет и спрос.

Автор: Ирина Чернова

Источник: tourinfo.ru


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!