Кинотеатр «Родина»: уфимский проводник в мир киноискусства

20 июля 2017    Редакция RB7    2413
Старожил уфимского кинопроката, старинное здание в центре города, объект культурного наследия Российской Федерации - это всё про «Родину».

Тема кино, недавно поднятая нами в рамках кинотеста плавно перетекла в тему архитектуры Уфы. И слиянием этих двух сфер городской жизни и культуры по праву можно считать кинотеатр Родина.

Великолепное здание, расположенное в центре города среди сирени, по соседству с памятником Ф. Э. Дзержинскому, однозначно заслуживает особого внимания к своей истории.

«Юбилейный»

В 60-е годы 20 века культурные приоритеты страны определили киноискусство как важную часть развития. Деятели советской киноиндустрии на полных оборотах выпускали отечественные фильмы и вносили тем самым лепту в государственный бюджет. А популярные тогда фильмы о войне, о жизни родины и её идеалах повышали уровень патриотизма.

Поэтому советские власти приступили к осуществлению задачи «сплошной кинофикации» страны. В те годы кинотеатры стали строиться не только в крупных городах, ведь задача правительства была обеспечить искусством самые дальние закоулки страны.

Кинотеатр «Родина» строился по проекту архитектора М. С. Якшина (здание кинотеатра «Победа» его же проект) и по изначальной задумке должен был называться «Юбилейный».

«Сталинский» ампир

Здание «Родины» построено в архитектурном стиле, лидирующем в те годы (40–50 гг.)

К чертам «сталинского» ампира можно отнести массивную деревянную мебель, ажурную лепнину под высокими сталинскими потолками, бронзовые люстры, светильники и декоративные статуэтки.

Здание кинотеатра как будто демонстрирует нам все признаки стиля того времени. Внешне мы можем оценить и внушительные колонны, и резные элементы декора не стенах, и большие окна и арку при входе, которую украшает звёздное небо.

Внутренний декор также отвечает стандартам — арки, своды и колонны, лепнина.

кинотеатр родина уфа

Любопытно то, что авторов проекта здания выдвигали на получение Госпремии, когда в то же самое время Н. С. Хрущев стал выражать отрицательную критику сталинского архитекутрного стиля. И как раз «Родину» он обозначил как самый что ни на есть образец излишеств архитектуры при сталинской власти.

Сан Саныч

Директором нового кинтотеатра с первого же дня его открытия до 1974 года работал Габдрахман Хакимуллович Фаттахутдинов или Сан Саныч, как прозвал его уфимцы.

У Сан Саныча была любовь к кино с 15 лет, юношей он расклеивал афиши, помогал киномеханику, а уже в 25 лет ему досталась должность директора предвоенного кинотеатра «Октябрь» (Уфа). Между «Октябрём“ и Родиной» Сан Саныч ввиду врачебных показаний проживал в Крыму и руководил местным кинотеатром «Спартак».

Именно в Крыму с ним произошёл знаменитый случай знакомства с женой американского президента Элеонорой Рузвельт, которая во время дипломатического посещения полуострова захотела посмотреть советский фильм.

Общественная деятельность «Родины»

Деятельность башкирских киноработников не ограничивалась показом фильмов. В их среде выделялись активные деятели — киноорганизаторы, задачей которых была повсеместная пропаганда советского кино.

Они организовывали тематические коллективные просмотрыа также творческие беседы.

Работники «Родины» проводили продуманную рекламную кампанию, задействуя радио, телевидение, транспорт, витрины магазинов.

Именно под крышей «Родины» киноманы впервые увидели первичную форму современных рекламных роликов перед показом фильма. Только тогда ещё выступал человек и вкратце рассказывал о репертуаре предстоящего месяца.

Другой находкой коллектива стали телепередачи со зрительскими конференциями, на которых обсуждались киноновинки.

«Малыш» для малышей

Благодаря неиссякаемой фантазии сотрудников «Родины» в Уфе работал необычный передвижной кинотеатр «Малыш». Оборудован он был в салоне яркого автобуса и выезжал в места локации детей — пионерлагеря, детские площадки, садики, школы. Надо ли говорить, что популярность у этого формата детского досуга была мощной и беспрецедентной.

Университет кинокультуры

В 1969 году администрация «Родины» сделала еше один прогрессивынй шаг в сторону просвещения уфимского жителя и открыла первый республиканский киноуниверситет. Люди стремительно скупали годовые абонементы, многим желающим просто не хватало мест в Доме актёра, в котором основали базу университета.

Студенты посещали занятия-просмотры, участвовали в обсуждениях, дискуссиях, встречались с деятелями кино. Для них даже была выбита возможнось просмотра запрещённых картин, не прошедших цензуру. И всё ради искусства. Такого успеха не ожидали даже сами организаторы.

Была попытка повторить тот же опыт со школьниками и начало было положено довольно успешно, но позже активисты столкнулись с бюрократией и препонами от чиновников. Идея была завёрнута. А вот киноуниверситет просуществовал 10 лет, и вышел за границы города Уфы.

Сегодня

В 2001 году здание было реставрировано, обновлены видео и звуковая системы, система кондиционирования, заменены экраны. В 2009 году один из трёх залов оснастили 3Д технологией. В здании работают 2 бара, кафетерий в фойе и музыкальный клуб «Жёлтая субмарина».

Кинотеатр «Родина» и сегодня выделяется особым подходом к киноискусству. Только в его стенах проходят показы документального и малобюджетного кино, тематические встречи, недели кино, ведут свою работу киноклубы. Жители города ценят это и многие отмечают, что этот кинотетатр вляется их любимым.

Это небольшой по современным меркам кинотеатр, расположенный в центре города. Нам нравится там бывать из-за атмосферы: чувствуется «ранешнее» торжественное, трепетное и серьёзное отношение к кино.

Если вы хотите окунуться в историю послевоенного киноисккуства, а заодно посмотреть какое-то авторское или просто «непопсовое» кино, приходите в «Родину». Изысканное удовольствие вам обеспечено. Приятного просмотра!

Историю «Родины» изучала Анна Левина

Комментировать