Фильм-номинант ОСКАРА 2009 в категории «лучший фильм года». В прокате с 26.02-11.03 в кинокомлексе «Искра». Драма представляет из себя серию интервью, данных печально известным президентом Никсоном во время уотергейтского скандала в прямом эфире популярной программы «Завтрак с Дэвидом Фростом».
В ролях: Фрэнк Ланджелла; Майкл Шин; Кевин Бэйкон; Ребекка Холл; Оливер Платт; Сэм Рокуэлл; Тоби Джонс.
США, 1977 год. Спустя три года после своей бесславной отставки, последовавшей после Уотергейтского скандала, экс-президент США Ричард Никсон (Фрэнк Ланджелла) нарушил молчание и дал эксклюзивное интервью британскому телеведущему Дэвиду Фросту (Майкл Шин). Но исповедь одиозного политика, на которую все рассчитывали, внезапно вылилась в захватывающую интеллектуальную баталию, вошедшую в золотые анналы американской тележурналистики.
Художники должны были работать и в большом, и в маленьком масштабах, чтобы создать то, что пьеса просто предполагала. На сцене интервью между Фростом и Никсоном проходят почти без декораций — два стула и пара телекамер. Крупные планы героев проецируются на большой экран. Но то, что создает достоверность в театре, не подходит для кино.
«Мы были готовы к тому, что интервью будут неизбежно сравнивать с настоящими, показанными по телевидению, поэтому мы приложили много усилий, чтобы показать все, что видела публика в 1977 г., насколько это возможно, точно, вплоть до мельчайших деталей, — говорит художник-постановщик Коренблит. — Крошечный кирпичик, крошечный кусочек обивки, форма листа комнатного растения на столе — мы придавали значение всему, что находилось в углу комнаты, где проходило интервью. В то же время я позволил себе свободу в отношении других видов дома, чтобы придать ему определенный характер».
«Некоторые зрители только родились в 1977 г., другие в том же году уже профессионально работали. Между ними еще целый ряд возрастов, — продолжает Коренблит. — Существует память о том времени, и мы старались остаться верными ей. Мы имели дело с историческим событием, поэтому должны были быть точными. С другой стороны, к 70-м годам обращаются так часто, что у нас была опасность создания штампа. Мы же хотели воссоздать атмосферу, а не получить карикатуру».
«Мы не хотели уменьшить эмоциональный настрой и драматичность происходящего, сбивая зрителей с толку лацканами пиджаков, бачками и расцветкой ткани. Вопрос стоял о том, как создать что-то характерное для того времени, но не преувеличить. Это было очень трудной задачей».
Одеть 100 статистов в костюмы «от кутюр» того периода было заданием для художника по костюмам Дэниэла Орланди. «Ma Maison» в 1977 году был очень популярным рестораном среди звезд, — объясняет он. — Очень интересно попасть в ту романтическую эпоху и то место. Мы одели всех посетителей, начиная от представителей старого Голливуда до новичков. И Дэвид Фрост, конечно, прекрасно соответствовал этой обстановке в отличном смокинге под руку с Кэролайн Кашинг в платье из джерси от Холстона».
Что касается операторской работы, Сол Тотино старался придать налет документальности всему, что он снимал. Большое значение он также придавал деталям. «Вы пытаетесь создать напряженные моменты, — объясняет Тотино, — маленькие детали, помогающие подчеркнуть драматизм кадра, например, капли дождя, оставляющие след на автомобилях. Я пытался решить этот фильм с помощью длиннофокусных объективов, чтобы сделать его более душевным».
Создатели фильма не сомневались, что Фрэнк Ланджелла и Майкл Шин останутся Ричардом Никсоном и Дэвидом Фростом в киноверсии «Фрост против Никсона». «Было ясно, что Майкл и Фрэнк будут исполнять свои роли, — говорит режиссер Ховард.— Невозможно представить себе двух других актеров на их месте. Почти два года они проживали жизни Фроста и Никсона на сцене».
Ланджелла не хотел, чтобы его игра была подражанием Никсону, он создавал образ человека, наделавшего много ошибок. Никсона уже не было в живых. «У меня не было задачи произвести впечатление, — говорит Ланджелла. — Я всматривался в него, как всматриваюсь в каждый образ, который мне приходится играть. Что у него в душе? А что на сердце? О чем он думает? Вы же не можете играть «политика», «музыканта», «серийного убийцу». Нельзя сыграть название. Каждый из нас человек со своей душой, сердцем и разумом».
Ланджелла продолжает: «Ричард Никсон — один из самых потрясающих персонажей, которых я когда-либо играл. Я сроднился с ним и с его внутренним миром. Мне нравилось, что Никсон не был обычным парнем, как почти все политики того времени. Они были вспыльчивы, капризны, эксцентричны, комично выглядели и гораздо больше проявляли свой характер, чем сегодняшние».
Было что-то нереальное в том, как на сцене оживает Никсон благодаря игре Ланджеллы. Говорит обладатель премии Оскар продюсер Брайан Грейзер: «От проникающего всюду ворчливого голоса до легкой усмешки, что было характерно только для Никсона — все передал Фрэнк. У другого актера роль могла легко стать дешевой пародией на Никсона. Но он объединил все знакомые нам привычки Никсона с глубокой чувствительностью в моменты незащищенности. Когда вы смотрите на Фрэнка, вы видите не актера, а очень конфликтного человека, который лишился власти».
Летом 1977 года телевизионные интервью Дэвида Фроста и Ричарда Никсона привлекли самую многочисленную аудиторию в истории американского телевидения. Более 45 миллионов зрителей жаждали заглянуть в сознание опозоренного президента и услышать признание в злоупотреблении властью, приведшее к его отставке. Как прикованные, они следили за словесным поединком Никсона и Фроста на протяжении четырех вечеров. Эти двое знали, что победителем выйдет только один. Их легендарное противостояние образовало новый жанр – интервью-исповедь.
Лауреат премии Оскар, режиссер Рон Ховард («Игры разума», «Нокдаун», «Аполлон 13») и сценарист Питер Морган («Королева», «Последний король Шотландии») представляют полный драматизма поединок между опальным президентом Ричардом Никсоном (Фрэнк Ланджелла, «Доброй ночи и удачи») и Дэвидом Фростом (Майкл Шин, «Королева»), тележурналистом, стремящимся сделать себе имя. В картине восстановлены не только телевизионные интервью, взбудоражившие нацию, но и недели закулисной подготовки и переговоров между сторонами.
Три года после отставки Никсон молчал. Но в 1977 году бывший суровый и хитрый главнокомандующий согласился на эксклюзивное интервью, чтобы ответить на вопросы, возникшие во времена его правления и Уотергейтского скандала. Никсон удивил всех, выбрав Фроста в качестве своего телевизионного исповедника. Он намеревался с легкостью перехитрить британского шоумена и утвердить свой статус выдающегося государственного деятеля в сердцах и умах американцев. Более того, команда Фроста тоже сомневалась в способности журналиста соперничать с Никсоном.
Но вот включились камеры, дуэль началась. Сможет ли Никсон избежать вопросов о своей роли в одном из величайших позоров нации? Или Фрост загонит его, искусного политика, критикой в тупик и смело потребует ответа? Эта схватка опасна для каждого из них: здесь затронуты и личностные качества, и чувство собственного достоинства, позерство окончательно отброшено в сторону. На показ выставлена лишь голая правда.
Кевин Бэйкон («Дровосек», «Таинственная река») исполняет роль начальника штаба Никсона, полковника Джэка Бреннана, сурового стража, помогающего Никсону в подготовке к интервью. Два блестящих консультанта будут пополнять знания Фроста о 37-м президенте Америки: Оливер Платт («Казанова», «Кинси») в роли стратега и исполнительного редактора интервью, ветерана-репортера Боба Зелника, и Сэм Рокуэлл («Признания опасного человека», «Великолепная афера») в роли язвительного писателя и критика Никсона, университетского лектора Джеймса Рестона. Перед обоими стояла задача – публично разоблачить прежнего президента. Они разрабатывали линию поведения Фроста, в то время как тот занимался продажей прав на интервью, добивался телеэфира и изучал своего соперника.
В фильме представлен прекрасный актерский состав: Ребекка Холл («Престиж») в роли девушки Фроста Кэролайн Кашинг, Тоби Джонс («Дурная слава», «Разрисованная вуаль») в роли агента Никсона Ирвинга Свифти Лазара и Мэттью Макфейден («Гордость и предубеждение», «Смерть на похоронах») в роли британского продюсера Фроста Джона Берта.
Проект Universal Pictures «Фрост против Никсона» является результатом сотрудничества Working Title Films и Imagine Entertainment c участием номинантов премии BAFTA Тима Бевана и Эрика Феллнера («Искупление», «Потерянный рейс») и номинантов премии Американской киноакадемии Брайана Грейзера («Игры разума», «Гангстер») и Рона Ховарда в качестве продюсеров драмы.
Места съемок должны были выгодно подчеркнуть правдоподобие происходящего. Это еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться постановщикам пьесы. Место съемок для кинематографистов — это не просто декорации.
«Мы посетили «Casa Pacifica», Западный Белый дом, в самом начале нашего поиска, но не могли представить, что будем снимать здесь, — рассказывает Ховард. — Но это такое уникальное место, особенно внутренний двор и вход, что мы не смогли найти больше ничего подобного. Я понял, что буду жалеть, если не приложу максимум усилий для того, чтобы снимать фильм именно здесь. К счастью, после переговоров с настоящими владельцами мы получили разрешение на съемки нескольких ключевых сцен».
Съемки перешли на зарубежную территорию, когда аэропорт в Онтарио, штат Калифорния, превратился в лондонский аэропорт Хитроу. Позже город на южном побережье Калифорнии Марина Дель Рей стал Сидней Харбор.
Съемки начались в «Беверли Хилтон». Этот отель выбирал Фрост, когда приезжал в Лос-Анджелес в 70-х годах. Его основная архитектура сохранилась и по сей день. Съемки заканчивались в номере 817, где когда-то останавливался Фрост. Выступление Никсона во время поездки с лекциями снималось в одном из банкетных залов.
«Я пытался придать немного роскоши старого Голливуда облику «Хилтона», мы получили разрешение на это и полную свободу, — говорит Коренблит. — У нас было много больших печатных фотографий «Беверли Хилтона» времен его открытия, конца 50-х. Поэтому все, что мы делали, — это возрождали лучшие идеи середины прошлого века».
Съемки продолжились в Лос-Анджелесе, здесь в Cinerama Dome во второй раз состоялась премьера фильма 1976 года «Туфелька и роза», исполнительным продюсером которого был Фрост. В 1977 году фильм получил две премии «Оскар» за музыку.
«Окружающая обстановка была совсем нетронутой, что нам и требовалось для съемок, мы просто вошли и начали работать, — говорит Коренблит. — Премьера «Туфельки и розы» стала словно возвращением в прошлое. У нас был доступ к рисункам и документальному репортажу о приезде Фроста, поэтому мы смогли полностью восстановить это событие».
Работа по поиску места съемок достигла своего апогея, когда рабочий процесс переместился в «Ла Каса Пасифика» — Западный Белый дом Никсона в Сан-Клементе, штат Калифорния. Расположенный в двух часах езды от Лос-Анджелеса, на морском курорте, отель был построен в 1927 году и продан президенту в 1969, когда он пришел к власти. Это был растянувшийся частный оазис, когда Никсон жил там, следующие владельцы продали площадки для гольфа и другие невостребованные участки, чтобы построить дома.
Казалось, это совершенное место для интервью Фроста, и это был наш общий выбор. Но проверка оборудования показала, что расположенная рядом вертолетная станция полиции в Кост Гарде, охранявшая Никсона, использовала электронную технику для надзора, которая стала помехой для камер и записывающих устройств, необходимых для интервью.
Земли представляли собой захватывающее зрелище, и съемочная группа «Фрост против Никсона» была единственной получившей разрешение на съемки в прекрасных садах и патио, окружающих дом.
«Для меня было страшно бродить по этим историческим местам, — говорит Рон Ховард, — зная, что Никсон, Брежнев, Киссинджер и многие другие выдающиеся люди той эпохи определяли здесь ход истории. Я действительно думаю, что это повлияло на игру наших актеров».
После двух дней в «Ла Каса Пасифика» съемочная группа «Фрост против Никсона» переехала в библиотеку Никсона в Йорба-Линда, город со сдержанной архитектурой, здесь Никсон родился, здесь прошло его раннее детство. Территория для парковки стала декорацией для взлета вертолета после прощания с Никсоном. Внутри библиотека является точной копией Восточного зала в Белом доме. Она и стала местом встречи, художники здесь мало что добавили.
Во время первой половины съемок кинематографисты путешествовали по миру, не оставляя надолго Южную Калифорнию. Улицы Лондона были воспроизведены на декорациях студии Universal, австралийское шоу Дэвида Фроста воссоздано в театре Хенсона на Ла Бреа авеню в Голливуде.
Кабинет Никсона и пентхаус «Хилтон» Фроста были построены в павильонах в Лос-Анджелесе, где и завершилась вторая половина съемок. Работа над фильмом закончилась 17 октября 2007 года, длилась она 38 дней вместо запланированных 40.
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!