В 2017 году уфимскому трамваю исполнится 80 лет. Конечно, сейчас самый романтичный в мире транспорт находится далеко не в лучшем состоянии, но тем не менее ему есть чем похвастаться — историй у него, как говорится, вагон.
Трамваи запустили в Уфе 1 февраля 1937 г. Тогда из массового транспорта на весь город было пять автобусных маршрутов (всего 20 машин). Плюс в качестве личных средств передвижения — около 4500 велосипедов. Первый трамвайный маршрут был всего 2,5 километра — от Главпочты на углу улиц Ленина и Сталина (позднее — ул. Коммунистическая) до улицы Пермской.
Фото с сайта www.transphoto.ru, прислал Ааре Оландер
Первоначально на трамвайную линию выпускались только моторные вагоны, которые специально оборудовались для управления движением двумя равнозначными площадками. На конечной остановке делали тупик и «стрелку» на рельсах, что позволяло переводить вагон на параллельный путь для движения в обратном направлении, а вагоновожатый переходил на противоположную сторону трамвая. Кстати, тогда пассажиры сами закрывали двери поперечной палкой.
Одним из наиболее опасных участков довоенной трамвайной Уфы оказалась часть пути, которая заканчивалась Непейцевским спуском (современное начало Уфимского шоссе). При укладке рельсов был принят предельно допустимый уклон, а поворотное кольцо запроектировано всего в 400 метрах от подножия спуска, что было недостаточным для гарантированного торможения. Авария здесь случилась вечером 12 мая 1940 года, когда в переполненных вагонах люди возвращались с работы. Вагоновожатый не справился с управлением на спуске, кондукторы, заблокированные толпой пассажиров, не смогли осуществить ручное торможение. Не доехав и сотни метров до стрелок поворотного кольца, поезд сошел с рельс, и вагоны шли по шпалам почти 30 метров.
Комиссия позднее установила, что вагоновожатый превысил предельную скорость и лишь после того, как вагоны начали двигаться под уклон с недопустимо высокой скоростью до 60 км/час (!), прибегнул к пневматическому торможению. Также произошло разъединение проводных шлангов первого прицепного вагона — сошедший с рельсов моторный вагон оказался развернут на 135 градусов, а первый прицепной прошел мимо его задней площадки, задавив насмерть трех пассажиров и вагоновожатого. Тяжелые травмы получили еще несколько висевших на подмостках пассажиров.
Фото с сайта www.transphoto.ru, прислал Ааре Оландер
16-й маршрут — единственный, который практически не менялся за всю историю своего существования в Уфе с 1966 года. Только в 1971 году он был продлен от остановки «Улица Ветошникова» до «Санатория «Зелёная роща».
Фото с сайта www.transit.parovoz.com, Автор: Скворцов М. В.
В середине нулевых, а точнее в 2004 году ко Дню города Уфа преподнесла своим жителям довольно занятный подарок — трамвай № 1555 переоборудовали в кафе. Горячее, закуски, напитки и даже туалет с 19.00 до 01.00 ежедневно (на деле трамвай катал публику и в более позднее время суток), а также неторопливая поездка за столиками (примерно 3 км/ч) куда рельсы поманят. Правда, проезд там был в несколько раз дороже обычного, но разве это важно?
По слухам, с 2008 года «Фаэтон» уже не выезжал за пределы трамвайного депо, а в 2014-м его окончательно списали, перекрасили и отдали некой частной организации.
Одной из своеобразных «пасхалок» Уфы был самый настоящий трамвай внутри кафе «Бульвар», что на ипподроме «Акбузат». Дело в том, что само кафе было стилизовано под советские 70–80-е годы, а рижский трамвай РВЗ-6 был одной из вполне характерных черт того времени. Эти модели появились в начале 60-х, до этого времени в Уфе ходили лишь довоенные трамваи. К настоящему времени РВЗ-6 практически исчезли из российских городов и используются разве что в качестве единичных служебных экземпляров.
Фото с www.vk.com/traktirbulvar
По словам гендиректора МУЭТ Уфы Аскара Фазлыева, прокладка новых трамвайных путей и, как следствие, открытие новых маршрутов в городе неизбежно. В 2016–2018 гг. будет решаться вопрос по объединению разрозненной трамвайной сети. В центре от депо на ул. Гафури проложат рельсы по улицам З. Валиди и Цюрупы до бульвара Ибрагимова. Вторая новая ветка соединит кольцевую на остановке «Госцирк» с кольцевой на ул. Трамвайной (ост. «ГДК») предположительно через ул. Комсомольскую. Третья ветка закольцует Черниковскую ветку предположительно по ул. Интернациональной до выезда в Шакшу. В последующие годы обещают проложить трамвайные пути в Дёму, Шакшу, Нижегородку и аэропорт. Примерно в районе Юрюзани пойдёт ветка в Сипайлово и оттуда в Инорс. Когда же все это произойдет? Официальный сайт МУЭТ пишет, что это проект лишь к 2035 году.
Фото с сайта www.ufacity.info
Как думаете, что быстрее произойдет — возрождение уфимского трамвая или изобретение летающего скейта имени Марти Макфлая?
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!