«Гарри Поттер и Дары смерти – 2» – первый фильм франшизы, который был снят в 3D. Он стал эффектным финалом эпопеи о противостоянии Добра-в-Очках и Зла-без-Носа. Этот киносериал оказался самым дорогим в истории и едва ли не самым спорным с точки зрения художественных достоинств. Но, так или иначе, «Гарри Поттер» стал символом целой эпохи, азбукой поколения.
– франшизы, принесшей студии Warner Bros. в среднем по миллиарду долларов за каждую картину и тем самым ставшей самой прибыльной в истории кино серией фильмов, обставив «Звездные войны» и «бондиану».
Джоан Роулинг, придумавшая альтернативный мир академии магов Хогвартс, где ученики подвергаются реальной опасности, сражаясь с самыми настоящими силами зла, неожиданно для себя стала мультимиллионером и медийным персонажем; актеры, дебютировавшие десять лет назад в «Гарри Поттере и философском камне», получили путевку в жизнь (и пожизненное клеймо участника «поттерианы»); а исполнитель титульной роли, не выдержав груза ответственности, и вовсе чуть было не спился.
Каждая серия становилась все мрачнее и реалистичнее, теряя первоначальный ореол невинной «детской сказки», стареющие эротоманы, жаждущие телес Гермионы, вносили свой немалый вклад в прокатные сборы, армия поклонников очкарика с волшебной палочкой и «авадокедаврой» наперевес ширилась и росла, а на российских прилавках появлялись постмодернистические подделки под Роулинг – «Таня Гроттер и магический контрабас», например.
И тут – бабах! – под лозунгом «Все закончится», вызывающим одновременно облегчение и тревогу, «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть II» ставит жирную черную точку во всей этой истории, становится завершенным культурным явлением, переворачивает страницу, закрывает пусть маленькую, но все же эпоху, уходит в историю.
Вряд ли в этом велика заслуга не самой выдающейся писательницы Джоан Роулинг: в изобретенном ею мире хромают логика и топография, маги не совсем толерантно относятся к маглам (на минуточку, к нам с вами, зрителям и читателям), а главному герою и впрямь позволяется чересчур многое.
Экранизации романов Роулинг также не лишены недостатков. Принято считать, что с самыми «детскими» частями («Гарри Поттер и философский камень», «Гарри Поттер и тайная комната») неплохо справился Крис Коламбус – после комедии «Один дома» ему не привыкать работать с детьми.
Для экранизации третьей книги – «Гарри Поттер и узник Азкабана» – студия пригласила мексиканского режиссера Альфонсо Куарона. Это был очень смелый ход, учитывая, что предыдущим его фильмом была драма о подростковой сексуальности «И твою маму тоже», а герои Роулинг уже практически вошли в столь интересующий Куарона период полового созревания. Итог – картина Куарона впервые внесла мрачные и жесткие нотки в сказочный мир Роулинг, изрядно напугав зрителей и сорвав овации критиков.
Дело Куарона, пусть и не в настолько «авторском» ключе, продолжил британский режиссер Майкл Ньюэлл, хотя и четвертую серию продюсеры хотели доверить мексиканцу. Ньюэлловский «Гарри Поттер и Кубок Огня» стал первым фильмом о Гарри Поттере, получившим рейтинг «Детям до 13 лет просмотр нежелателен» из-за сцен жестокости и пугающих образов.
После этих экспериментов продюсеры решили больше не рисковать. Начиная с пятой серии все козыри франшизы доверили Дэвиду Йейтсу – крепкому ремесленнику, придирчиво подходящему к тому, чтобы буквально передать дух книги. По какой-то причине отечественные критики не считают Йейтса хорошим режиссером, хотя, кажется, именно он – почти идеальный кандидат для экранизаций, ни на шаг в сторону не отступающий от требований продюсеров и сценария, увеличивающий градус реалистичности и мрачности в точности, как прописала Роулинг. (Даже страшно подумать, что бы вышло, если бы последнюю книгу доверили экранизировать тому же Куарону.)
Кстати, упрекавшие первую часть «Даров смерти» в медлительности, неповоротливости и алогичности, могут успокоиться: экшна во второй части предостаточно, а все сюжетные линии изящно завершаются. Не читавшим последнюю книгу Роулинг будет уготовлено немало сюрпризов.
Зрители выходят из зала, подавленные и растерянные – есть ли жизнь после «Гарри Поттера»? Шутка ли – целых десять лет Гарри, Рон и Гермиона росли вместе с нами, стали чуть ли не членами семьи. Колумнисты «Афиши» уже успели окрестить «Гарри Поттера» «наднациональным мифом нынешней глобальной цивилизации» или поведать о том, что «эта история – про то, как все устроено в этой жизни». (Тут многие вправе возопить: «Какой еще Гарри Поттер при живом Пелевине?»)
Впрочем, если Лев Данилкин полагает, что силами воспитанного трудами Роулинг поколения «поттериана» будет канонизирована, то Юрий Сапрыкин считает, что новому поколению о жизни из электронных читалок будет вещать кто-то другой. На самом деле, без разницы: пусть Роулинг при жизни поставят рядом, например, с Толкиеном – от нас не убудет. Пусть вещает, пусть даже кто-то другой. Пусть литературные таланты нового гуру будут еще более скромными, главное – не профукать это, осознать прямо сейчас – в real time – а не как водится задним числом, какой «дивный новый мир» развернулся и только что захлопнулся перед глазами целого поколения.
Источник: Взгляд
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!