Россиян обеспечат дешевыми автомобилями

03 марта 2010    Редакция RB7    1098
Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Прямо как по Ильфу и Петрову бюджетные машины обеспечили автомобильный бум в России, наблюдавшийся в докризисные годы.

Автомобилизация в нашей стране проходила рекордными темпами – всего за пять лет обеспеченность автомобилями выросла с 167 до 226 машин на тысячу россиян. Впрочем, этот показатель еще далек от европейского (более 400 машин), а значит, российский авторынок сохраняет потенциал роста. И его возрождение, по мнению экспертов, также обеспечат доступные машины.

На заре автомобильного бума в России, в 2004-2005 годы, по данным агентства “Автостат”, на автомобили стоимостью до 10 тысяч долларов приходилось порядка двух третей в общем объеме продаж. Однако с каждым годом эта доля неуклонно снижалась, чему, с одной стороны, способствовали растущие доходы россиян и доступность автокредитов, с другой стороны – переток покупателей в более высокие ценовые сегменты обеспечивал рост цен на иномарки. В рекордном для российского авторынка 2008 году в бюджетном сегменте было продано всего 12% автомобилей, львиную долю из которых составили “Лады”.

Переломным для российского рынка стал кризисный 2009 год, когда доступные машины вновь вышли на авансцену.

Сегмент автомобилей стоимостью до 10 тысяч долларов вырос по сравнению с предыдущим годом более чем в два раза – почти до 31%. Показательно, что продажи практически всех моделей в этой ценовой категории снизились меньше, чем рынок в целом. Знаковым стало лидерство среди иномарок бюджетного седана Renault Logan, который по итогам 2009 года впервые обошел давнего соперника Ford Focus. В популярном у россиян сегменте SUV вазовская Lada 4×4 также вырвала пальму первенства у прежнего рекордсмена – более дорогой Chevrolet Niva.

Смещение спроса в сторону бюджетных автомобилей в условиях кризиса произошло по нескольким причинам. Как говорят опрошенные эксперты, прежде всего, сказалось общее снижение доходов населения и падение рынка автокредитования – из-за невозможности взять кредит большинство россиян стали покупать менее дорогие машины, на которые хватает “живых” денег. Вместе с тем льготное кредитование с ограничением по цене также сместило спрос на бюджетные авто, сделав их приобретение еще более привлекательным. Сыграло роль и закрытие импорта подержанных машин, добавляют аналитики. В то же время ценовая сегментация рынка изменилась из-за укрепления доллара, а также многочисленных скидок, которые предлагали дилеры в рамках распродаж прошлогодних стоков.

Эксперты расходятся в оценках, когда продажи автомобилей в России достигнут докризисного уровня и будут расти дальше, – через два или через четыре года.

Но ясно одно: принимая во внимание относительно низкую обеспеченность автомобилями россиян, возрождение российского авторынка неизбежно. Если учитывать высокий возраст парка, достаточно скромные доходы большинства населения и закрытие рынка от импорта автомобильного “секонд-хенда” – замена автомобилей в парке будет происходить на новый, свежий “лоу-кост”. “Бюджетный сегмент – самый перспективный в России, и на этапе восстановления рынка на дешевые машины придется наибольший рост в количественном выражении, – говорят аналитики. – Однако по мере улучшения благосостояния граждан, возобновления автокредитования, появления стабильности и уверенности у людей средняя цена автомобилей будет расти, и доля бюджетных машин либо сохранится, либо будет постепенно отставать от роста рынка”.

Между тем автопроизводители уже начинают готовиться к новому автомобильному буму в России.

Лидер бюджетного сегмента АвтоВАЗ заявил о совместной с Renault разработке модели под условным названием Lada 2190 LowCost, которая придет на смену “классике” и Lada Samara и призвана сохранить монополию АвтоВАЗа на рынке доступных машин. Кроме того, АвтоВАЗ может возродить самый дешевый российский автомобиль – “Ока”. Трехдверный хэтчбек класса А создан на платформе Lada Kalina, в нем используются серийные агрегаты, и сейчас ходовые образцы “Ока-3” проходят испытания в научно-техническом центре АвтоВАЗа. Однако доедет ли вазовский “лоу-кост” до заводского конвейера, неизвестно... А вот УАЗ уже в апреле этого года намерен поставить на производство новую модель УАЗ-3164 – это укороченная на 30 см за счет багажного отделения модификация UAZ Patriot, которая станет бюджетной версией флагманской модели и будет стоить на 60-70 тысяч рублей дешевле (от 370 тысяч рублей). А в марте на ульяновском конвейере появится возрожденный внедорожник УАЗ-469, созданный на базе популярного UAZ Hunter. Стоимостью от 299 тысяч рублей, антикризисный “уазик” составит конкуренцию вазовской “Ниве”, которая господствует в нише дешевых SUV.

Иностранные автопроизводители также имеют виды на сегмент “лоу-костов” в России. Еще в лучшие годы российского авторынка намерение выпускать в нашей стране бюджетные модели изъявляли Toyota, а также General Motors и группа “ГАЗ”, однако эти проекты так и не получили путевку в жизнь. Первым обещает представить автомобиль, разработанный специально для российского рынка, Volkswagen. “Мы рассматриваем российский рынок как стратегический, поэтому в Volkswagen была разработана модель, которая подходит для российского рынка по всем своим потребительским характеристикам и, естественно, по цене”, – говорит PR-менеджер марки VW Андрей Гордасевич. Подробности о новинке немецкий автоконцерн пока держит в секрете, приоткрыв завесу тайны лишь для премьера Владимира Путина, который в ноябре прошлого года принял участие в открытии производственного комплекса на заводе в Калуге. Известно лишь, что новый седан от VW разработан на базе Polo EM и по неофициальной информации будет стоить от 440 тысяч рублей. Свои “русские” машины обещали разработать и другие иностранные автопроизводители, работающие в России. Это и Hyundai, который строит завод в Санкт-Петербурге, и Citroen, обещавший в 2013 году выпустить автомобиль для России на платформе нового С4.

“То, что производители иномарок хотят предложить в России особый автомобиль – правильно и логично, – говорят эксперты. – В России сильна репутация бренда, и если человеку предложат доплатить 30-50%, но взять не “Ладу”, а Volkswagen – он доплатит, тем более при наличии кредитных средств”.

Подробности о своих российских моделях автопроизводители не раскрывают.

Однако эксперты отмечают, что все заявленные разработки – это седаны. Автомобили именно с этим типом кузова наиболее популярны в России, впрочем, как и в большинстве развивающихся стран. По статистике на седаны приходится около половины всех новых машин, продающихся в нашей стране. В то же время автомобиль для России должен быть адаптирован к российским дорогам и местному климату. Огромное внимание уделяют российские потребители объему двигателя – наиболее востребованы в нашей стране 1,4-1,6-литровые моторы, тогда как малолитражки спросом не пользуются. Кроме того, российский автомобиль должен иметь возможность выбора комплектации в максимально широком диапазоне (то есть базовые машины должны быть совсем пустые с возможностью постепенного наращивания опций).

“Большую роль при выборе автомобиля играет надежность и потребительские свойства (вместительность, например), – отмечают дилеры иномарок. – Так что передние стеклоподъемники, усилитель руля, одна-две подушки безопасности – это необходимый минимум для привлечения покупателей при сохранении привлекательной цены”. В качестве опций чуть менее важен кондиционер, и в последнюю очередь россияне по-прежнему готовы доплачивать за безопасность (ABS, ESP, дополнительные подушки). Такие опции обычно значительно повышают цену автомобиля, а значит, их вряд ли можно увидеть на машинах сегмента “лоу-кост”. Кроме того, отмечают эксперты, в максимальных комплектациях все больше россиян хотели бы видеть автоматическую коробку передач – за последние несколько лет доля машин с “автоматом” выросла с 20% до 31%. Растущая любовь россиян к комфортной езде с АКПП сильно ограничивает продажи в бюджетном сегменте.

Стоит отметить, что мировые автоконцерны готовят дешевые модели и для других развивающихся рынков.

Только за последнее время было объявлено о разработке нескольких “лоу-костов”, некоторые из которых появятся и в России. Toyota недавно представила модель для индийского рынка Etios за 10 тысяч долларов, Nissan и Mitsubishi намерены выпускать в Таиланде или Китае модели эконом-класса, которые придут на смену Micra и Colt. Возможность продажи и производства этих моделей в России в настоящее время не рассматривается, сообщили AutoNews.ru в представительствах японских марок. А вот General Motors, который будет выпускать на своем СП в Узбекистане новый компактный автомобиль, намерен поставлять его и в Россию. По словам PR-менеджера Chevrolet Романа Скольского, новый мини-кар займет место массового Lanos (с прошлого года “бестселлер” марки на российский рынок больше не поставляется). Появится в нашей стране и “лоу-кост” от Skoda, который будет находиться в сегменте между “Фабией” и нынешней “Октавией”, говорит представитель Skoda в России Тимур Алиев. Автомобиль получил рабочее название A-Entry и по неофициальной информации будет стоить чуть более 10 тысяч евро.

Автор: Александр Чупров

Источник: www.autonews.ru


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!