Автомобилизация в нашей стране проходила рекордными темпами – всего за пять лет обеспеченность автомобилями выросла с 167 до 226 машин на тысячу россиян. Впрочем, этот показатель еще далек от европейского (более 400 машин), а значит, российский авторынок сохраняет потенциал роста. И его возрождение, по мнению экспертов, также обеспечат доступные машины.
На заре автомобильного бума в России, в 2004-2005 годы, по данным агентства “Автостат”, на автомобили стоимостью до 10 тысяч долларов приходилось порядка двух третей в общем объеме продаж. Однако с каждым годом эта доля неуклонно снижалась, чему, с одной стороны, способствовали растущие доходы россиян и доступность автокредитов, с другой стороны – переток покупателей в более высокие ценовые сегменты обеспечивал рост цен на иномарки. В рекордном для российского авторынка 2008 году в бюджетном сегменте было продано всего 12% автомобилей, львиную долю из которых составили “Лады”.
Сегмент автомобилей стоимостью до 10 тысяч долларов вырос по сравнению с предыдущим годом более чем в два раза – почти до 31%. Показательно, что продажи практически всех моделей в этой ценовой категории снизились меньше, чем рынок в целом. Знаковым стало лидерство среди иномарок бюджетного седана Renault Logan, который по итогам 2009 года впервые обошел давнего соперника Ford Focus. В популярном у россиян сегменте SUV вазовская Lada 4×4 также вырвала пальму первенства у прежнего рекордсмена – более дорогой Chevrolet Niva.
Смещение спроса в сторону бюджетных автомобилей в условиях кризиса произошло по нескольким причинам. Как говорят опрошенные эксперты, прежде всего, сказалось общее снижение доходов населения и падение рынка автокредитования – из-за невозможности взять кредит большинство россиян стали покупать менее дорогие машины, на которые хватает “живых” денег. Вместе с тем льготное кредитование с ограничением по цене также сместило спрос на бюджетные авто, сделав их приобретение еще более привлекательным. Сыграло роль и закрытие импорта подержанных машин, добавляют аналитики. В то же время ценовая сегментация рынка изменилась из-за укрепления доллара, а также многочисленных скидок, которые предлагали дилеры в рамках распродаж прошлогодних стоков.
Но ясно одно: принимая во внимание относительно низкую обеспеченность автомобилями россиян, возрождение российского авторынка неизбежно. Если учитывать высокий возраст парка, достаточно скромные доходы большинства населения и закрытие рынка от импорта автомобильного “секонд-хенда” – замена автомобилей в парке будет происходить на новый, свежий “лоу-кост”. “Бюджетный сегмент – самый перспективный в России, и на этапе восстановления рынка на дешевые машины придется наибольший рост в количественном выражении, – говорят аналитики. – Однако по мере улучшения благосостояния граждан, возобновления автокредитования, появления стабильности и уверенности у людей средняя цена автомобилей будет расти, и доля бюджетных машин либо сохранится, либо будет постепенно отставать от роста рынка”.
Лидер бюджетного сегмента АвтоВАЗ заявил о совместной с Renault разработке модели под условным названием Lada 2190 LowCost, которая придет на смену “классике” и Lada Samara и призвана сохранить монополию АвтоВАЗа на рынке доступных машин. Кроме того, АвтоВАЗ может возродить самый дешевый российский автомобиль – “Ока”. Трехдверный хэтчбек класса А создан на платформе Lada Kalina, в нем используются серийные агрегаты, и сейчас ходовые образцы “Ока-3” проходят испытания в научно-техническом центре АвтоВАЗа. Однако доедет ли вазовский “лоу-кост” до заводского конвейера, неизвестно... А вот УАЗ уже в апреле этого года намерен поставить на производство новую модель УАЗ-3164 – это укороченная на 30 см за счет багажного отделения модификация UAZ Patriot, которая станет бюджетной версией флагманской модели и будет стоить на 60-70 тысяч рублей дешевле (от 370 тысяч рублей). А в марте на ульяновском конвейере появится возрожденный внедорожник УАЗ-469, созданный на базе популярного UAZ Hunter. Стоимостью от 299 тысяч рублей, антикризисный “уазик” составит конкуренцию вазовской “Ниве”, которая господствует в нише дешевых SUV.
Иностранные автопроизводители также имеют виды на сегмент “лоу-костов” в России. Еще в лучшие годы российского авторынка намерение выпускать в нашей стране бюджетные модели изъявляли Toyota, а также General Motors и группа “ГАЗ”, однако эти проекты так и не получили путевку в жизнь. Первым обещает представить автомобиль, разработанный специально для российского рынка, Volkswagen. “Мы рассматриваем российский рынок как стратегический, поэтому в Volkswagen была разработана модель, которая подходит для российского рынка по всем своим потребительским характеристикам и, естественно, по цене”, – говорит PR-менеджер марки VW Андрей Гордасевич. Подробности о новинке немецкий автоконцерн пока держит в секрете, приоткрыв завесу тайны лишь для премьера Владимира Путина, который в ноябре прошлого года принял участие в открытии производственного комплекса на заводе в Калуге. Известно лишь, что новый седан от VW разработан на базе Polo EM и по неофициальной информации будет стоить от 440 тысяч рублей. Свои “русские” машины обещали разработать и другие иностранные автопроизводители, работающие в России. Это и Hyundai, который строит завод в Санкт-Петербурге, и Citroen, обещавший в 2013 году выпустить автомобиль для России на платформе нового С4.
“То, что производители иномарок хотят предложить в России особый автомобиль – правильно и логично, – говорят эксперты. – В России сильна репутация бренда, и если человеку предложат доплатить 30-50%, но взять не “Ладу”, а Volkswagen – он доплатит, тем более при наличии кредитных средств”.
Однако эксперты отмечают, что все заявленные разработки – это седаны. Автомобили именно с этим типом кузова наиболее популярны в России, впрочем, как и в большинстве развивающихся стран. По статистике на седаны приходится около половины всех новых машин, продающихся в нашей стране. В то же время автомобиль для России должен быть адаптирован к российским дорогам и местному климату. Огромное внимание уделяют российские потребители объему двигателя – наиболее востребованы в нашей стране 1,4-1,6-литровые моторы, тогда как малолитражки спросом не пользуются. Кроме того, российский автомобиль должен иметь возможность выбора комплектации в максимально широком диапазоне (то есть базовые машины должны быть совсем пустые с возможностью постепенного наращивания опций).
“Большую роль при выборе автомобиля играет надежность и потребительские свойства (вместительность, например), – отмечают дилеры иномарок. – Так что передние стеклоподъемники, усилитель руля, одна-две подушки безопасности – это необходимый минимум для привлечения покупателей при сохранении привлекательной цены”. В качестве опций чуть менее важен кондиционер, и в последнюю очередь россияне по-прежнему готовы доплачивать за безопасность (ABS, ESP, дополнительные подушки). Такие опции обычно значительно повышают цену автомобиля, а значит, их вряд ли можно увидеть на машинах сегмента “лоу-кост”. Кроме того, отмечают эксперты, в максимальных комплектациях все больше россиян хотели бы видеть автоматическую коробку передач – за последние несколько лет доля машин с “автоматом” выросла с 20% до 31%. Растущая любовь россиян к комфортной езде с АКПП сильно ограничивает продажи в бюджетном сегменте.
Только за последнее время было объявлено о разработке нескольких “лоу-костов”, некоторые из которых появятся и в России. Toyota недавно представила модель для индийского рынка Etios за 10 тысяч долларов, Nissan и Mitsubishi намерены выпускать в Таиланде или Китае модели эконом-класса, которые придут на смену Micra и Colt. Возможность продажи и производства этих моделей в России в настоящее время не рассматривается, сообщили AutoNews.ru в представительствах японских марок. А вот General Motors, который будет выпускать на своем СП в Узбекистане новый компактный автомобиль, намерен поставлять его и в Россию. По словам PR-менеджера Chevrolet Романа Скольского, новый мини-кар займет место массового Lanos (с прошлого года “бестселлер” марки на российский рынок больше не поставляется). Появится в нашей стране и “лоу-кост” от Skoda, который будет находиться в сегменте между “Фабией” и нынешней “Октавией”, говорит представитель Skoda в России Тимур Алиев. Автомобиль получил рабочее название A-Entry и по неофициальной информации будет стоить чуть более 10 тысяч евро.
Автор: Александр Чупров
Источник: www.autonews.ru
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!