Особенностью современной ситуации является то, что мы должны принимать наиболее эффективные законодательные решения в режиме немедленного реагирования. И, должен сказать, оперативность, с которой Президент, Правительство и Федеральное Собрание действуют в условиях глобальных потрясений на финансовых рынках, во многом помогают ослабить проявления кризиса в российской экономике.
Вместе с тем в настоящее время необходимо переходить от принятия ситуативных антикризисных мер к реализации целостной антикризисной концепции по восстановлению экономики страны.
Среди принципиально важных нерешенных вопросов, усугубляющихся в условиях кризиса, остаются высокий уровень монополизма, рост регулируемых государством тарифов. Важно отметить, что в качестве одной из основных целей антикризисной политики государства должно стать обеспечение нормальных условий работы для всей основной массы российских предприятий.
В этой связи хотел бы остановиться на тех направлениях нашей работы, которые, с моей точки зрения, имеют принципиальное значение.
Первое. Во исполнение поручений Президента страны Совет Федерации проводит работу по координации законодательных инициатив субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день у нас есть отлаженный механизм взаимодействия палаты с законодательными органами власти субъектов в форме Совета законодателей.
Регионы имеют свои наработки в преодолении кризиса. Долг Совета Федерации – обеспечить использование этого опыта в интересах всей страны.
Второе. В рамках принимаемых мер по стабилизации российской финансовой системы мы одобрили ряд федеральных законов, цель которых – обеспечение поддержки ликвидности российской банковской системы и минимизация последствий глобального экономического кризиса.
Вместе с тем убежден, что предоставление поддержки банковской системе необходимо увязывать с обязательными и достаточно жесткими требованиями – чтобы эти средства шли на кредитование реального сектора, на программы модернизации производства, на внедрение инноваций, причем на доступных для предприятий условиях.И в этой связи надо предусмотреть систему мер, которые позволят направить финансовые потоки именно в реальный сектор экономики, сделают его кредитование достаточно надежным и в то же время выгодным для банковской системы. Здесь речь должна идти и о целевых кредитах на выгодных условиях, и о государственных гарантиях для кредитов реальному сектору, малому и среднему бизнесу.
Третье. Сложившаяся ситуация в экономике заставила внести отдельные коррективы в проект федерального бюджета уже в процессе работы над ним. При этом и Президент, и Председатель Правительства неоднократно акцентировали наше внимание на необходимости строгого исполнения государством своих социальных обязательств. И если говорить об основных показателях бюджета, отмечу, что эта задача, в целом, решена.
Скоро будут внесены очередные поправки в федеральный бюджет. Я убежден, что и здесь нам удастся сохранить ключевые позиции в социальной сфере.
Четвертое. В ближайшей перспективе в рамках антикризисной стратегии государства необходимо также подумать о совершенствовании налоговых мер.
Так, например, уменьшение налоговой нагрузки на предприятия дало бы, на наш взгляд, неизмеримо больший эффект, если бы затронуло налог на добавленную стоимость и единый социальный налог.
Пятое. В рамках политики занятости предлагаю подумать об организации системы общественных работ.
При этом наряду с предоставлением постоянной или временной занятости необходимо обеспечить возможность разового выполнения работ с немедленной оплатой. Это станет формой немедленной поддержки для многих людей и семей, оказавшихся в сложной ситуации.
Думаю, целесообразно организовать общественные работы по строительству и ремонту инфраструктуры, выделив бюджетное финансирование на ее развитие, а также по ремонту и обслуживанию систем ЖКХ, ремонту и сносу ветхого и аварийного жилья, проведению экологических работ, очистке территории, приведению в порядок жилого фонда и т.д., в том числе используя уже выделенное на эти цели финансирование.
Организацию общественных работ при помощи федерального центра регионы могли бы взять и на себя.
Все это нужно для общества, и это реальная работа для людей.
Члены нашей палаты оперативно взаимодействуют с органами власти субъектов Федерации, обеспечивают постоянное информирование созданной в Совете Федерации «антикризисной» рабочей группы о ситуации в регионах, а также принимают участие в выработке мер по предотвращению негативных явлений в экономике и социальной сфере.
Должен заметить, что положительного опыта функционирования экономики и социальной сферы регионов в непростых условиях кризиса накоплено уже немало.
Регионы просят принять соответствующие решения.
Во-первых, это, как я уже отметил, поступают из регионов сообщения о значительном росте тарифов.
Здесь, прежде всего, необходимо ограничить в 2009 году темпы повышения тарифов на продукцию и услуги естественных монополий вплоть до замораживания их на уровне 2008 года.
По аналогии со сдерживанием тарифов на газ для населения не менее важно было бы принять решения по другим естественным монополиям, и не только для населения, но и для предприятий.
Ограничение роста цен и тарифов в этой сфере будет способствовать сдерживанию инфляции, повышению конкурентоспособности российских предприятий, нормализации их работы.
Во-вторых, анализ антикризисных предложений регионов выявил необходимость принятия следующих законодательных мер:
- оказать дополнительную поддержку бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом выпадения доходов и роста их бюджетных обязательств социального характера в результате кризиса, например, рассмотреть возможность временной передачи части налога на добавленную стоимость в региональные бюджеты;
- внести изменения в законодательство о закупках для государственных и муниципальных нужд, предоставив преимущество российским товаропроизводителям;
- принять меры для сохранения и развития продовольственных рынков. Альтернативные формы торговли позволяют предотвратить ситуации, когда сложности в работе отдельных торговых сетей могут затруднить снабжение населения;
- продлить до 2010 года сельхозпредприятиям кредиты, взятые в 2008 году на весенние полевые работы.
Как положительную я расцениваю практику формирования региональной законодательной базы стимулирования предприятий малого и среднего бизнеса, выделения средств на поддержку предпринимательства.
Многие регионы уже сейчас предпринимают серьёзные усилия для снижения налогового бремени предприятий. Это важное направление оздоровления экономики.
Особенно хотелось бы обратить внимание на необходимость снижения налоговой нагрузки на предприятия, инвестирующие средства в агропромышленный комплекс - сегодня эта задача актуальна для всех субъектов Федерации.
К сожалению, пока ещё не все регионы приступили к софинансированию программ господдержки, не все имеют собственные программы поддержки малого и среднего бизнеса.
Медлить здесь категорически противопоказано: работавшие ещё вчера механизмы финансирования жилищного строительства ныне не действуют, объёмы строительства катастрофически сокращаются.
Лично я выступаю за своеобразную «дозагрузку» национального проекта «Доступное жилье». Работа в этом направлении в ряде субъектов Федерации уже начата.
Давайте не ждать, пока кризис в том или ином регионе приведёт к социальной напряжённости. Мы должны не только реагировать на уже произошедшие события, но и упреждать их, для чего необходима комплексная система мер по оздоровлению социально-экономической ситуации в регионах и восстановлению темпов роста на приоритетных направлениях.
Вот в целом над этими вопросами, коллеги, я предлагаю задуматься.
Парламенты субъектов Федерации обладают правом законодательной инициативы и совместными усилиями мы могли бы представить конкретные предложения и Президенту Российской Федерации, и Правительству, и Федеральному Собранию.
Источник: Пресс-служба Совета Федерации
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!