Продают как крупные компании, владеющие заводами, так и малые предприятия вроде кафе или магазина. Но покупка бизнеса, даже неплохо налаженного, может доставить массу хлопот. Кому-то удается решить проблему смены владельца, а кому-то приходится перепродавать свое приобретение.
Такие истории по понятным причинам не афишируются, а если их и рассказывают, то на условиях анонимности. Некий предприниматель выкупил у своего приятеля фирму, торгующую дорогими импортными сувенирами. Помучившись пару месяцев, предприниматель уговорил друга забрать бизнес обратно. Нет, сотрудники не разбежались из фирмы. Просто выяснилось, что оперативность поступления товаров полностью зависела от личных связей прежнего владельца с таможенниками.
Смена владельца-основателя компании – это риск потери не только ценных кадров, но и связей. Другой вопрос, насколько велик этот риск.
Практически нет таких примеров, когда бы уход из компании нескольких менеджеров (неважно, из-за смены владельца или по какой-то другой причине) губил действующий бизнес. Максимум, что может угрожать компании в подобной ситуации, – стагнация продаж из-за возможной неразберихи в процессе передачи дел. Бизнес может это пережить, если у компании устойчивые позиции на рынке. А стабильность коллектива легко сохранить, если не подвергать резкому пересмотру должностные обязанности и размеры зарплаты.
Бизнес от этого не пострадает, если он технологичен, опирается на четко заданные стандарты работы, а клиентов больше интересуют торговая марка и качество товаров и услуг, нежели кадровый состав компании. Такая ситуация, в частности, характерна для розничной торговли.
Впрочем, бывают и исключения, когда статус фирмы зависит от конкретных сотрудников, работающих с ее клиентами. Это характерно в первую очередь для сферы услуг.
Помимо традиций управления основатель компании и его команда создают еще и систему деловых и административных связей, благодаря которой и развивается бизнес. В принципе эти связи можно передать новому собственнику вместе с материальными активами.
– говорит Вадим Самсонов. – Это позволяет ему ознакомиться с состоянием дел в компании, лучше узнать партнеров».Понятно, что каждая компания – это «штучный товар», и степень ее зависимости от влияния и связей владельца в каждом случае разная. «В сфере услуг, особенно финансовых, репутация компании напрямую зависит от репутации ее собственника и менеджеров, – говорит Кирилл Липа, директор департамента по слияниям и поглощениям группы «Атон». – В сфере же производства и продаж клиенты и покупатели не особо интересуются, кто именно владеет бизнесом».
«Ко» известна история одного состоятельного чиновника, который, решив заняться бизнесом, купил себе ресторанчик и сам себя назначил директором. Через несколько месяцев он выставил ресторан на продажу: менеджера-собственника из него не получилось.
Источник: alti.ru
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!