Поддержать отечественного производителя

17 марта 2009    Редакция RB7    995
В Совете Федерации состоялось заседание рабочей группы по подготовке законодательных предложений, направленных на оздоровление ситуации в экономике и на рынке труда.

Вела заседание заместитель Председателя Совета Федерации Светлана Орлова.

В повестку заседания «антикризисной» рабочей группы были вынесены следующие вопросы:

о мерах государственной поддержки отечественных сельхозпроизводителей; о состоянии и мерах государственной поддержки организации пищевой промышленности; о ситуации в оптовой и розничной торговле, о состоянии розничных рынков и др.
Открывая заседание рабочей группы, заместитель Председателя Совета Федерации Светлана Орлова назвала тему обсуждения социально острой и актуальной, особенно в условиях экономического кризиса. По ее данным семь из десяти россиян уже перешли на приобретение более дешёвых продуктов питания, и проблемы резкого роста цен на продукты питания выходят на первый план. Особую тревогу, считает вице-спикер, вызывает усугубившаяся в последние годы  импортная зависимость нашей страны, в связи с чем, необходима поддержка отечественного сельхозтоваропроизводителя.

Она привела некоторые цифры.

Так, за 2000-2007 гг. импорт продовольственных товаров увеличился с 7,4 до 27,6 млрд. долл., или в 3,7 раза.  В настоящее время, подчеркнула Светлана Орлова, доля импорта продовольственных товаров достигла 46% и превышает пороговую величину продовольственной безопасности на 10-15%. Особенно опасно, по ее мнению, складывается ситуация с обеспечением продовольствием  крупных городов, которые на 50-70% зависят от его импортных поставок.
Непосредственно «на земле», в сельскохозяйственном производстве, за последние годы удалось добиться очень многого, считает зампред Совета Федерации. Так, благодаря приоритетному национальному проекту «Развитие АПК», удалось обеспечить рост сельскохозяйственного производства, нацпроект стал фундаментом для принятия Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и пятилетней Государственной программы развития сельского хозяйства. С точки зрения производственных результатов, по мнению экспертов, 2008 год - один из лучших для сельского хозяйства за весь период новейшей российской истории. Кстати, именно в 2008 году начали формироваться условия для импортозамещения продуктов питания.

Однако заметила Светлана Орлова, кризис внес свои жесткие поправки.

По разным оценкам экспертов, рост цен на продукты питания в этом году может составить 20-45%. За 2008 год цены на продовольствие увеличились на 17,7% (в странах ЕС в среднем — на 4,1%). В наибольшей степени от изменения валютного курса зависят цены на продукцию животноводства и на сахар.
Есть горькая шутка, напомнила сенатор, что у нашего сельского хозяйства две беды: неурожай и урожай. «Это отражение того объективного обстоятельства, что наши проблемы - не только и не столько в области сельскохозяйственного производства, но и в переработке, хранении, доставке продуктов питания, в отношениях поставщиков с торговыми сетями, в обеспеченности всех звеньев финансовыми ресурсами. В условиях финансового кризиса и дефицита денег у хозяйств хороший урожай не выкуплен, не переработан, в значительной части не дошел до покупателя», - пояснила она.

Как подчеркнула Светлана Орлова, главная  задача заседания «антикризисной группы» – объективно, без сглаживания проблем рассмотреть сложившуюся ситуацию, сформировать рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств  Правительства России.

Как объясняли выступающие производители, наши торговые сети, любят ссылаться на зарубежный опыт. Однако, сравнение российской практики и норм, закрепленных сетями в договорах с нашими поставщиками, показывает разительное отличие от этой зарубежной практики.  У сетей есть своя позиция. Однако формирование цен в розничной и оптовой торговле остаётся непрозрачным и вызывает много вопросов. Потребительские цены на большинство видов продовольственных товаров существенно выше, чем цены производителей сельскохозяйственной продукции.
Эксперты объясняют этот факт высокой розничной наценкой, которая составляет, по разным оценкам, 45-60% от конечной цены продовольственных товаров. Кроме того, в системе розничной торговли сформировалась сложная система, по сути, поборов с поставщиков (например, за выставление товара на полку), бонусов с оборота и отсроченных платежей, разнообразных штрафов для поставщиков. В результате, отпускная цена продовольственных товаров значительно увеличивается.
Помимо падения потребительского спроса на продовольственные товары и отказа крупных компаний от дальнейшего расширения в регионах, ситуация в розничной торговле осложняется высоким уровнем кредиторской и дебиторской задолженности сетевых магазинов. С ростом задолженности сетевых магазинов сталкиваются и переработчики сельскохозяйственной продукции, которые по цепочке перекладывают её на сельскохозяйственных производителей.

Изменить ситуацию может только установление прозрачных принципов ценообразования и контроль со стороны государства за деятельностью торговых сетей, которые в настоящее время доминируют на рынке. В этой связи особенно актуально принятие «Закона о торговле».

По словам председателя Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Николая Рыжкова, этот закон страна ждет уже 6 лет. Сенатор считает  также, что в России нужен «орган политики ценообразования», который бы системно и комплексно занимался вопросами ценообразования. Николай Рыжков заметил, что кризис всегда носит очистительный характер, и после его окончания государство должно подняться на более высокий уровень. Он призвал думать о будущем страны, какой она станет после кризиса.

По мнению представителей регионов, руководителей хозяйств и  фирм-переработчиков, сегодня на первый план выходят такие задачи как:

• стабильное кредитование сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций;
• своевременность и полнота расчетов за поставленную продукцию;
• поддержание доходности сельхозпроизводителей;
• оперативное реагирование на усиление протекционизма со стороны основных стран-экспортеров мясной и молочной продукции.
Председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Геннадий Горбунов считает, что главное – поддержать мотивацию к труду отечественного сельхозпроизводителя. По его мнению, особое внимание нужно уделить также зерновой политике в аграрном секторе, так как зерно – это вопрос национальной продовольственной безопасности.
Заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Сергей Лисовский процитировал в своем выступлении выдержки  из английского Кодекса практики супермаркетов. Вот лишь некоторые из них: запрет на перекладывание затрат по розничной реализации товаров на поставщиков в форме различных бонусов, оплаты маркетинговых услуг, всеобъемлющее условие о справедливом сотрудничестве, розничные торговцы обязаны разрешать все споры с поставщиками в отношении применения Кодекса в арбитраже и другие. Сенатор отметил, что в нашей стране слишком большие наценки на продукты и виноваты в этом не производители, а торговые сети, которые оказывают огромное давление на тех, кто производит продуктовые товары.
Выступающие считают, что сила страны – в производстве, и нужно образовывать отраслевые союзы, которые могли бы согласовывать контракты с сетями и защищать интересы производителя. «Мы не можем себе позволить – убить отечественного производителя», - подчеркивалось в докладах.

По мнению выступающих, российские торговые сети все расходы по поставке товара и риски по его реализации возложили на поставщиков.

Значительная часть прибыли торговых сетей приходится на прочие доходы, то есть доходы от поставщиков, а не от конечных покупателей. Порой поставщикам приходится выбирать между убытком и большим убытком, фактически финансируя развитие торговых сетей. Поэтому, чтобы уйти от убытка по работе с сетями, поставщики вынуждены поднимать общий уровень отпускных цен для других клиентов. При этом сеть свои цены не поднимает, так как она свой основой доход от поставщика и так уже получила.

Собравшиеся приводили в своих выступлениях примеры дискриминационной политики торговых сетей в отношении поставщиков.  Вот некоторые из них:

1.Обязательство поставщика не изменять цены на товар, установленные спецификацией (от одного до нескольких месяцев).
2. Отсрочка платежа за поставленный товар – часто до 3-х месяцев, но в некоторых случаях и больше (по сути, обязанность поставщика кредитовать торговую сеть). При этом отсрочка платежа может распространяться даже на продукцию с коротким сроком хранения, которая поставляется ежедневно и обладает высокой скоростью продаж.
3. Обязательство поставщика осуществлять поставку товаров по ценам, которые не будут превышать цену поставки таких же товаров, поставляемых другим операторам розничной торговли, с тем, чтобы при формировании в торговой сети наценки не ниже нормы получать цену на витрине значительно ниже, чем у других розничных предприятий.

Все расходы по поставке товаров, говорили выступающие, ложатся на поставщика, невыполнение или любое отклонение от условий договора влечет за собой ответственность только со стороны поставщика, например:

• «поставщик обязуется уплатить пени в размере 0,1% от суммы просроченной заявки за каждый час просрочки»;
• «поставщик обязуется уплатить покупателю штраф в размере 10% от стоимости недопоставленных товаров»;
• «поставщик обязуется уплатить штраф в размере 10% от стоимости товара, заказанного покупателем по невыполненной заявке»;
В регионах при вхождении на рынок торговые сети активно используют местных производителей, чтобы привлечь покупателя, так как они хорошо известны местным потребителям. Спустя некоторое время, «уступая требованиям рынка», на основании «лучших условий» товар заменяется на привозной.
По мнению представителей фирм-поставщиков, изменить ситуацию может только установление прозрачных принципов ценообразования и контроль со стороны государства за деятельностью торговых сетей, которые в настоящее время доминируют на рынке. Определенные надежды в этой связи возлагаются на «Закон о торговле».
Необходимо отметить, что лишь небольшой процент представителей фирм-поставщиков связывают надежды на улучшение отношений с торговыми сетями с изменением законодательства.  В ряде случаев отмечались опасения излишнего администрирования со стороны государственных органов и неэффективности жесткого давления на торговые сети.
В дискуссии приняли участие представители Правительства России. В том числе, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов, статс-секретарь – заместитель Министра сельского хозяйства РФ Александр Петриков, статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Станислав Наумов.
В работе «антикризисной» группы приняли участие члены Совета Федерации, губернатор Тульской области Вячеслав Дудка, председатель Законодательного Собрания Тверской области Андрей Епишин, представители отечественного бизнеса.

Источник: Служба новостей RB7.ru


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!