Российские сенаторы об идеологии

17 марта 2009    Редакция RB7    878
Идеология категорически необходима любому государству, а в кризисные, переломные моменты в особенности, считают российские сенаторы.

Вопросы нравственного состояния общества приобретают особую остроту   в период переживаемого страной  финансово-экономического кризиса. На это обратил внимание Президент РФ Д.А.Медведев, выступая на недавнем совместном заседании Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями.

Нужна ли  в нынешних условиях государственная идеология?  Это тема дискуссии, которую в начале 2009 года предложили обществу члены Совета Федерации.

Председатель Комиссии Совета Федерации по культуре, представитель в СФ от органов исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания Александр Дзасохов:

«Идеология - один из родовых признаков государства».

Есть государство, есть государственная идеология. Эти понятия не разделимы. Вопрос в другом. Наше общество достигло такого состояния, при котором необходимо мобилизовать весь творческий и научный потенциал страны, активизировать политические силы  различной направленности с единственной целью – определение идеологических задач государства.
Сейчас дискуссия ведется вяло и достаточно поверхностно. Безусловно, самое широкое обсуждение проблемы в печати необходимо, но этого мало. Должна быть сформирована научная база, на основе которой будут формулироваться основные принципы государственной идеологии. Я считаю, поскольку это жизненно-важная задача, необходимо провести общенациональную дискуссию. Ведь мы фактически вырабатываем стратегию развития государства на длительную перспективу.

Убежден, что в качестве основного следует закрепить принцип - государство для граждан. Государственная идеология должна быть понятна гражданам, должна быть принята ими, что возможно лишь при условии реализации их основных интересов.

Особую роль  играет принцип преемственности. Я говорю не о примитивном клонировании идеологической концепции нашего предыдущего исторического опыта. Недопустимо потерять уникальный опыт многонационального и многоконфессионального государства.

И последнее, на что хотел бы обратить внимание, это своевременность постановки вопроса. Экономический кризис обострил  отношения в обществе. Совершенно очевидно, что только единства экономического пространства для нормального, стабильного функционирования государства не достаточно. Время кризиса – время активизации выработки государственной идеологической стратегии.

Первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества, представитель в СФ от правительства Хабаровского края Юрий Солонин:

«Современная идеология - это система национальных ценностей российского государства».

За истекшие 20 лет отношение к понятию государственная идеология менялось неоднократно. В конце 80-х годов прошлого века, когда стало понятно, что коммунистическая идеология больше не может выполнять функцию государственной, в стране началась идеологическая сумятица. Появилось большое количество политических партий, течений, движений, было провозглашено, что государство не исповедует больше никакую идеологию. Понятие «государственная идеология» теперь уже напрямую ассоциировалось тоталитаризмом и государственным диктатом, воспринималось как «отрыжка» политического строя, полностью дискредитировавшего себя в глазах международной демократической общественности.
Я тяжело пережил крах марксистской идеологии. И не потому, что некритично относился к этому учению, а потому что считаю многие идеи, заложенные в социалистическом учении, рациональными и актуальными и по сей день. Многие из них в той или иной форме звучат в важнейших документах и теориях, определяющих нашу современную жизнь.
Постепенно ситуация в стране поменялась. Государство окрепло. Появилась определенность в политике. Была преодолена опасность распада России, хотя сепаратизм, безусловно, существует даже сегодня. Противостоять этому может только идеологический принцип, а не политическая воля в чистом виде. Принцип - в основе которого лежат фундаментальные жизненные ценности человека вне зависимости от его национальности, религии, жизненного опыта и т.д.
Идеологией в обиходном смысле я бы это не назвал, это – система исторических национальных ценностей Российского государства. Таких как: святость территориальной целостности государства и поклонение земле, уникальная историческое единство нашего народа – драгоценное приобретение всех наших этносов.
Наши духовные принципы должны учитывать традиционную уникальность сложившегося образа жизни. Миссия государства – обеспечить сохранность и развитие многообразия при сохранении коллективной идентичности. Все, что не направлено на разрушение и не является культурно-историческим нигилизмом, должно найти свое отражение в духовном кодексе государства. Важно утвердить духовную открытость российского общества, ставшую нашей неповторимой особенностью.
Наряду с идеологией я различаю понятие «национальные приоритеты». Иногда их подменяют одно другим. То, что мы должны достичь в социально-экономической или политической сфере, нельзя отнести к духовным установкам, хотя это могут быть важные национальные цели.
И последнее. Я крайне скептически отношусь к проблеме «Русская национальная идея». Можем ли мы сейчас сохранять амбиции какой-то предназначенности в мире? Если у нас есть неповторимые духовные ценности, пусть они проявят себя сначала в качестве консолидирующей силы в нашей стране. Время национальных идей, призванных преобразить мир, прошло. Россия должна предстать перед миром крепким, сплоченным, культурно полноценным государством и обществом, тогда нам не надо будет никому навязывать наши идеи. Русская духовность пришла в западный мир через классическую русскую литературу. А что придет в мир через нашу нынешнюю? Нам нужна в первую очередь внутренняя духовно-культурная работа над нами самими а потом уже для кого-то другого.

Первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по информационной политике, представитель в СФ от правительства Челябинской области Евгений Елисеев:

«Конституция определяет, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной».

Я внимательно следил и слежу за дискуссиями, которые уже продолжительное время идут вокруг  вопроса о государственной идеологии. Полагаю, что в значительной степени это надуманная проблема. На мой взгляд, идеология, какой бы социальный и нравственный заряд она не несла,  имеет тенденцию к закостенению.  А значит, может остановиться в развитии, тем самым, готовя почву для застоя всего общества.
Мне кажется, что рано или поздно идеология неизбежно превратится в автономную силу. Это уже было в нашей, не такой уж далекой истории: ставка на насилие, оправдание любых жертв во имя идеологических принципов.
В обществе, основанном на принципах политического и идейного плюрализма, никакой идеологии, претендующей на роль основной, всеобщей, не может и не должно быть. Об этом как раз и сказано в  части 2-ой статьи 13 Конституции Российской Федерации. Она определяет, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Для меня это положение Основного закона страны не потеряло актуальности и сегодня. Конечно, при этом имеется в виду, что государство должно играть важную роль в развитии и поддержании соперничества идеологий, отражающих реальное общественно-политическое состояние.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от законодательного органа государственной власти Нижегородской области Леонид Белов:

«Развивая идеологию, надо помнить, что мы строим будущее страны».

Мировой опыт показывает, что от идеологической работы не отказывается ни одно государство, потому что идеология – это основа, которая позволяет формировать цели,  перспективы общества и государства. Я бы сказал, объединяющие начало нации для  достижения высоких результатов развития.
Идеология должна отражать идеалы и интересы населения, а также основные, конкретные, понятные каждому члену общества задачи по улучшению жизни в  стране. Ценностный смысл идеологии как раз в том и заключается, что люди должны найти с ее помощью  ответы на главные вопросы: каковы наши цели, куда мы движемся, каким образом мы будем добиваться этих целей и т.д.  
Поэтому, идеологию нужно разрабатывать, выделять главные ценности. Впрочем, замечу: человечество уже давно их сформулировало на основе десяти заповедей. В той или иной форме они составляют ядро многих государственных, политических  концепций и основных мировых религий.  И мы никуда от моральных ценностей не денемся.  В моем понимании, это квинтэссенция идеологии. Без такого стержня всё становится аморфным, бесформенным, общество расслабляется, теряет единство. Ни о каком позитивном развитии в такой ситуации не может быть и речи.
Выстраивая, развивая идеологию, мы должны помнить, что строим будущее страны не только для завтрашних, но и последующих поколений. То есть мы формируем конкретный образ ближайшего и отдаленного будущего. И здесь, на мой взгляд, одна из основных задач идеологического воздействия - воспитание патриотизма. Когда у подрастающего  поколения формируются уважительное отношение и любовь к своей Отчизне, готовность защищать Родину, стремление преумножать богатства страны, интеллектуальный и культурный потенциал, - тогда  государство  сможет преодолеть любые трудности. Мне думается, нам нужно сегодня как можно больше внимания уделять  созданию эффективной системы целенаправленного патриотического воспитания молодежи, укреплять связи между поколениями для консолидации всех слоев общества вокруг патриотической идеи.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, представитель в СФ от законодательного органа государственной власти Самарской области Валерий Парфенов:

«Надо обеспечить идеологический плюрализм».

Я исхожу из того, что идеология – это совокупность или система идей, которые  должны отражаться в стратегических интересах государства. Самое главное при этом, чтобы был разумный подход,  обеспечивающий идеологический плюрализм, отражение интересов различных социальных слоев и национальных групп, учет внешних и внутренних факторов.
Французские просветители говорили: «Мнения правят миром». Если это так, то их выбор – актуальнейшая задача. На мой взгляд, одной из составляющих государственной идеологии должна стать суверенность. Причем суверенность не в смысле атрибутики государства -  флага, гимна, герба. А реальная суверенность, то есть право народа быть собственником своей земли, своих недр, жить по своим национальным традициям, наконец,   возможность защитить свои права, экономически, политически, а при необходимости и военной силой.

Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель от исполнительного органа государственной власти Тамбовской области Евгений Тарло:

«Идеология - это то, что раскрывает содержание деятельности государства».

Без идеологии  государство существовать не может. Важно только определить, что мы понимаем под  идеологией. Я противник той идеологии, которая существовала в советское время, когда существовал огромный разрыв между идеологическим содержанием и реальной жизнью. Такая ситуация неизбежно приводит к социальным потрясениям. Я говорю об идеологии, как о неком комплексе моральных ценностей общества, наиболее общих принципов жизни российского народа, как оформленных правовыми нормами, так и  продиктованных нравственными заповедями.
Идеология - это то, что позволяет государству добиваться своих целей, не используя принуждение. Государственная идеология должна доносить до каждого члена общества цели и  задачи государства,  роль граждан и общественных институтов в развитии гстраны и улучшении жизни народа.
Как возникает идеология? Сначала идеи возникают в умах наиболее активных, развитых, профессионально подготовленных членов общества, затем проходят широкое общественное обсуждение. И если эти идеи воспринимаются, они становятся частью государственной идеологии. Задача законодателей – уловить ведущие, наиболее прогрессивные тенденции в идеологическом  развитии общества и трансформировать идеи в нормы законов.
Сегодня в нашем государстве имеются серьезные идеологические проблемы. Размыты многие понятия, представления, например взаимосвязь труда и благосостояния. Многие забыли, что в основе всякого богатства лежит труд, а не приватизация, хитрость или обман. Мы должны бороться за исключение из общественного сознания с одной стороны вседозволенности богатства, полученного нетрудовым путем, а с другой - иждивенчества и безответственности. 
Источник: Служба новостей RB7.ru


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!