Встреча "Группы Восьми", состоявшаяся на этой неделе в Японии, заставляет задаваться серьезными вопросами о подходе сенатора Джона Маккейна к искусству дипломатии. Маккейн предлагает выгнать Россию из G8, поскольку в последние годы руководство этой страны отошло от демократии и попятилось в прошлое. Подобные предложения неудивительны для кандидата в президенты, который стремится дистанцироваться от политики своего непопулярного предшественника. Однако эту идею лучше не воплощать в жизнь.
Да, Россия отошла от принципов, благодаря которым в 1990-е годы ее пригласили в тогдашнюю G7. Под руководством экс-президента, а ныне премьер-министра России Владимира Путина власть была централизована в ущерб власти парламента, региональных администраций, судов, СМИ и гражданского общества. Россия формально выполняет демократические процедуры, но их реальное содержание утрачено. Вопрос в том, как на это следует реагировать Соединенным Штатам и Западу в целом.
Маккейн выступает за изгнание России из форума богатых демократических стран, но при этом не уточняет, что даст этот шаг помимо того, что на миг подчеркнет наше недовольство внутренней политикой России.
В любом случае, предложение сенатора в равной мере нереалистично и разрушительно, поскольку Соединенные Штаты не имеют права вето по вопросу о членстве в G8. Италия, которая примет у себя саммит G8 в будущем году, и Канада, к которой эта обязанность перейдет еще через год, вряд ли откажутся приглашать Россию. Требуя исключения России, мы лишь рассоримся с нашими демократическими союзниками, входящими в G8. Кроме того, этот шаг почти бессмыслен, если говорить о попытках пристыдить или подвергнуть остракизму Москву: статус России как постоянного члена Совета Безопасности ООН, во-первых, неотменим, а во-вторых, гораздо более важен, чем ее членство в G8, не имеющей почти никаких полномочий.
У нас есть общие интересы: борьба с терроризмом, недопущение разработок ядерного оружия в Иране, забота о надежном хранении ядерных материалов по всему миру, сокращение ядерных арсеналов, поддержание стабильности в Афганистане и Центральной Азии, разработка новой архитектуры безопасности в Восточной Азии и улучшение перспектив умиротворения на Ближнем Востоке. Россию также следует вовлекать во все широкие дискуссии о глобальной энергетике и проблемах окружающей среды.
Следующий президент США неизбежно должен будет стремиться к сотрудничеству с Россией по ряду жизненно важных вопросов, параллельно справляясь с разногласиями, которые обязательно возникнут. У нас будет намного больше шансов на успех, если наши разногласия в существенных областях – например, о будущем НАТО – не станут впустую усугубляться вопросами символики и протокола. Мы не можем ждать помощи от правительства, которое намереваемся шантажировать. Не отвечает нашим интересам и дальнейшее подталкивание России в сторону альянса автократий – союза с государствами типа Китая и Ирана.
Как свидетельствуют недавние прорывы, которые, по-видимому, достигнуты в отношениях с Северной Кореей, даже администрация Буша усвоила, что для эффективной дипломатии требуется готовность садиться за стол переговоров с враждебно настроенными правительствами. В период холодной войны президенты, как республиканцы, так и демократы, участвовали в громких саммитах со своими советскими коллегами. Сегодняшняя Россия, при всем ее смутьянстве, является намного менее деструктивной силой на международной арене, чем ее предшественник, коммунистический режим.
Трудно понять, каким образом прекращение контактов российского правительства с влиянием ведущих демократий мира может положительно сказаться на подходе России к глобальным проблемам или на ее готовности уважать права собственных граждан.
Маккейн правомерно питает настороженность в отношении российского руководства. Но он неправ, считая, что отказ в приглашении на саммиты G8 решит проблему. Нам необходимо расширить, а не сузить дипломатические контакты с Москвой, усилить, а не уменьшить нажим на нее со стороны других демократий, а также проявлять больше терпения при налаживании конструктивных и прочных отношений с российским народом вместо того, чтобы стремительно капитулировать – предпринять шаг, который многие россияне сочтут оскорбительным для своей страны.
В администрации президента Клинтона Мадлен К. Олбрайт занимала пост госсекретаря США, а Уильям Дж. Перри – министра обороны. Ныне Олбрайт является директором Albright Group. Перри – старший научный сотрудник Freeman Spogli Institute for International Studies и содиректор Preventive Defense Project
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!