Сетевой маркетинг — взгляд юриста

12 мая 2009    Редакция RB7    13530
Наверное, каждый человек в нашей стране хоть раз в жизни встречал воодушевленных ребят, которые продавали ему идею сетевого или многоуровневого маркетинга.

Насколько эта идея с привлечением сотрудников и выстраиванием своей сети этична?

Я не касаюсь пирамид типа «МММ» и «Хопер инвест», поскольку к сетевому маркетингу они не имеют отношения. И все же время от времени в средствах массовой информации появляются сведения о возбужденных уголовных делах в отношении пирамид (в том числе по принципу сетевого маркетинга), где участники пирамиды выстраивали свою сеть, привлекая людей (со стороны или своих родственников) к этому бизнесу.

Любая сетевая компания, как и любая другая, может иметь уголовные последствия своей деятельности вследствие нарушения законов организаторами сети. Поэтому, если привлекают одну сетевую компанию к уголовной ответственности, это не говорит о том, что в другой имеет то же самое.

И любой «правильный сетевик» вам скажет, чем же отличается этичный сетевой маркетинг от неэтичного.

– Другими словами, есть сетевой маркетинг, который подпадает под действие Уголовного кодекса РФ (статья 159 УК РФ «Мошенничество», то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием), а есть, который не подпадает. Чем же они отличаются? Наличием продукта (товара), который действительно имеет эксклюзивное качество, а также тем, что компания использует для распространения этого продукта (в основном товаров) метода «подписывания под себя новых членов».

В действительности, продукты типа: «Гербалайф», «Цептер», «Эйвон» и др. в основном являются продуктами высокого качества. Наверное, можно было бы провести какие-нибудь лабораторные изыскания в отношении продукции этих компаний. Не надо относиться к их продукции как-то особенно: есть в каждой стране государственные структуры, которые наряду с другой схожей продукцией должны отслеживать качество. Поэтому оставим этот вопрос специалистам в своих областях.

Некоторые «сетевики» в защиту интересов своей финансовой философии утверждают, что часто эксклюзивные товары слабо продаются с прилавков. И это действительно правда. Любая продажа зависит от того, насколько качественно проведена продажа. И любой хороший продавец прямых продаж сделает большую квоту, нежели «скучающий» продавец в магазине или аптеке.

Я хочу обсудить не преимущества того или иного продукта в сетевой компании, а саму систему с подписанием новых членов и продажи идеи такого бизнеса и.т.д.

Как-то очень мудрый человек сказал: «Не пытайся убедить человека в правильности какой-то идеи, если человек зарабатывает на противоположной идее». Поэтому я не пытаюсь разуверить успешных «сетевиков» бросить этот бизнес, поскольку вряд ли это произойдет. Я обращаю свое внимание к людям, которые застряли в отношении этого бизнеса: «Вроде как все правильно, но где-то подспудно есть ощущение неправильности». Хотя другие люди более однозначны, и они утверждают, что сетевой маркетинг - это мошенничество...

Автор напрямую уходит от мнений авторитетов, и от источников философий сетевого маркетинга или их оппонентов, автор просто пытается разобраться с ситуацией, являясь незаинтересованным лицом.

Что является правильным в сетевом маркетинге?

Кто-то сравнивает развитие сетевого маркетинга с митозом клетки: вот есть один человек - он подписывает первого человека, второй - другого и.т.д. Это действительно похоже на деление клеток....

Способ расширения организации, когда под одним человеком (руководителем) находится несколько человек (оптимальное количество 5 человек: если будет больше подчиненных, то руководитель не будет успевать делать свою работу, а будет только руководить) является правильным. Представьте себе картину, чтобы один руководитель пытался руководить двумястами сотрудниками. Это нереально. Поэтому и существуют топ-менеджеры, менеджеры и.т.д. до рядовых сотрудников. Основная идея в том, что один человек может эффективно руководить только ограниченным количеством людей. А те в свою очередь руководят своими подчиненными и т.д.....

Этот принцип в сетевом маркетинге используется по-разному. В основном нет ограничений в подписывании новых членов кем-либо, хотя, например, в некоторых компаниях можно подписывать не более двух человек (но разновидности нас не интересуют).

При этом интересен подход «сетевиков» к тому, как работает та или иная структура сетевого маркетинга,

которая обычно отличается от компании к компании. Например, при заключении контракта с компанией «Гербалайф» необходимо приобрести товар на немаленькую сумму. В компании «Визион» этого делать не надо, необходимо только заплатить один доллар. И сама система комиссионных, уровней (от выполненных квот) отличаются. Такое ощущение, что каждая компания пытаясь отмежеваться от своих «соратников» из других компаний, хочет доказать публике - «мы другие».

Если вы спросите любого «сетевика», какая система сетевого маркетинга лучше, он обычно скажет, что именно та, которая используется в его компании. Но почему же нет единого стандарта в этом - он затруднится ответить. Складывается впечатление, что каждая компания, создавая свою систему, кроме корпоративной организационной политики и.т.д. пытается усложнить саму суть сетевого маркетинга, чтобы никто не мог в ней разобраться.

Когда вы берете какую-то сетевую структуру конкретной компании

и полностью разбираетесь с ней (употребив при этом некоторое количество аспирина от головных болей, которые возникали при изучении этого материала) - у вас еще останется тысячи и тысячи подобных систем в других сетевых компаниях, с которыми вам еще предстоит разобраться, и конечно же, скорее всего вы этого не будете делать. Ведь ни в одном материале вы не узнаете правды.

Иногда система комиссионных «подвязана» к товару, когда они выдаются в виде товара, и складывается такое ощущение, что сетевые комиссионные отсутствуют, но это не так - эти комиссионные всегда присутствуют. Если вы проанализируете любую сетевую систему, вы увидите, что у всех есть общий знаменатель: вышестоящие получают комиссионные за счет нижестоящих. И эти вышестоящие всегда проделывают колоссальную работу для того, чтобы достичь своего положения и выстроить свою сеть. И это очень способные люди. И как любой работодатель они несут все тяготы при нахождении способных сотрудников и т.д.

Но вернемся к комиссионным (это может называться бонусами, процентами и т.д. – это не принципиально). Давайте зададимся вопросом: «Откуда берутся эти комиссионные?» На самом деле, часто эти комиссионные идут за счет высокой рентабельности сетевого продукта (обычно себестоимость продукции составляет не менее 50% от ее реальной стоимости конечному потребителю).

И часто бонус от реализации продукта идет от нижестоящего к вышестоящему. Например, в вашей сети десять человек, и от реализации каждого из них вы получаете свой процент, и соответственно, чем у вас больше организация (сеть), тем у вас больше доход. Вы также получаете свой процент от употребления каждым членом вашей команды продукта (если это витамины и все ваши люди употребляют эти витамины, то ваши комиссионные тоже присутствуют).

Гораздо реже используются взносы как комиссионные (в финансовых пирамидах по продаже каких-либо сертификатов (без реального продукта) используются только взносы участников пирамиды), например, как вклад в уставной капитал компании, а часть этих сумм идет вышестоящим спонсорам (вышестоящим участникам сетевой компании), а часть взноса может быть использована еще каким-либо образом.

Сторонники сетевого маркетинга говорят, что высокая рентабельность вырабатывается за счет отсутствия посредников

(например, отсутствия сторонних оптовых компаний), поскольку сам «сетевик» занимается доставкой, или покупает у оптовой компании, которая является частью сетевой компании (где стоимость оптовой продажи не может быть изменена). Но все же я не стал бы относить высокую рентабельность только за счет уменьшения издержек на доставку продукции до потребителя.

Эйфория, которую испытывает «сетевик» от идеи выстраивания сети, когда он становится за счет геометрической прогрессии увеличения своей сети миллионером - ненормальна. Основная идея - «сеть выстраивает себя сама и ты становишься богатым». Эта эйфория быстро уходит, поскольку очень скоро «сетевик» понимает, что выстроить большую организацию крайне сложно. Но каждый раз он продает эту эйфорию другим подписанным им в свою группу людям. И новые люди проходят эти же этапы становления «сетевика».

Я задал вопрос «сетевику»: «Какой была твоя первая реакция на сетевой маркетинг?» Он ответил: «Негативная». Может быть, эта была единственно верная реакция?!

Я задал другой вопрос: «А зачем создавать такую сложную математическую систему начисления комиссионных?» Он сказал: «Да ты не понимаешь, в этом-то и весь смысл. За счет этого люди зарабатывают миллионы», - и начинает говорить свое очередное истерическое изречение. Но при этом он не отвечает на этот вопрос.

Я задал еще один вопрос: «А что произойдет, если все на земле станут «сетевиками» твоей компании? За счет кого будут обогащаться последние?» Он говорит: «Да ты же понимаешь, что это невозможно». Я понимаю, что это невозможно, это абсолют. Но все же это дает представление о том, что из себя представляет сетевая компания.

Я понял логику сетевой компании.

Сетевая компания может развиваться только при условии, что какая-то часть «сетевиков» не зарабатывают достаточное количество средств, или точнее сказать за счет того, что обычно они, покупая продукт, выплачивают бонусы (комиссионные) вышестоящим (неважно, как завуалированы сами перечисления). Обычная система того, что на начальных этапах человек получает меньше скидок на продукцию, чем человек, который уже имеет большие продажи - вроде бы ничем не отличается от системы стимуляции продаж прочих торговых компаний (которые дают скидки от объемов закупок. Но эти компании не перечисляют часть «незаработанных» денег от мелких дилеров к крупным дилерам). Фактически, каждый раз в сетевом бизнесе происходит перераспределение части денег от нижестоящих людей в сети к вышестоящим. Иначе необходимость в этой сетевой системе отпадает. Всегда в сетевой компании будут бедные и будут богатые. Конечно, бедные могут перерасти в богатых, но при этом станет еще больше бедных.

На самом деле весь сетевой бизнес (какой бы замечательный продукт он не распространял) всегда построен на обмане.

Но при этом я не хочу утверждать, что одни выступают в роли жертвы (бедные), другие - богатые, в роли поработителей (ответственность за происходящее на «сетевиках» - бедных и богатых лежит одинаковая). Бедные, если сами смогут стать поработителями, то они смогут сделать других бедными, а если нет- сами останутся бедными. Такая вот простая формула.

Конечно же, существует градиентная шкала, и человек не сразу становится богатым, а медленно. Но это не меняет картины. Сам «сетевик» никогда не найдет этой завуалированности, поскольку иначе он должен был бы признаться в мошенничестве и оказаться неправым, а это не так просто....

Я не считаю, что необходимо привлекать всех «сетевиков» к уголовной ответственности или, не дай бог, наказывать. Я вообще против Уголовного кодекса и различных «наказываний».... Ведь спекуляция когда-то была наказуемой, а сейчас это вполне «респектабельный» бизнес, и каждый раз тот, кто остался с носом на фондовом рынке, знает, что его «надули». Но, он надеется «надуть» в следующий раз других....

Я понимаю, что, читая эту статью у любого приверженца сетевого маркетинга, может возникнуть крайняя возмущенность «такой недальновидной статьей». Раз это вызывает такую реакцию, может быть, я попал в точку и «зрю в корень»?

Автор: Юсупов Л.Р. (заместитель директора юридической компании "Туров и партнеры")

Источник: subscribe.ru


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!