Бизнес-генетика: какая ДНК у Вашей компании?

23 июля 2010    Редакция RB7    1749
Метафора "корпоративная ДНК" появилась с легкой руки бизнес-консультантов Гэри Нильсона, Брюса Пастернака, Десио Мендеса, сравнивших уникальные черты организации с генетическим кодом живого организма.

По их мнению, на состояние корпоративной ДНК влияют четыре составляющие компании:

1. Структура

- принцип иерархии и взаимосвязей в компании.

2. Принятие решений

- кто и какие решения принимает, каким образом осуществляется принятие ключевых решений.

3. Мотиваторы

- что и как стимулирует сотрудников, какие виды мотивации (материальной, нематериальной) применяются.

4. Информация

- кто и какой информацией владеет, как в компании координируются и передаются знания.

Оценив ДНК несколько тысяч компаний, бизнес-аналитики выделили на их основе 7 типов организаций

Эластичная организация

Достаточно гибкая для того, чтобы быстро приспосабливаться к изменениям на рынке, и сохранять при этом жесткий фокус. Она привыкла предвосхищать перемены и активно работать с ними. Привлекает мотивированных командных игроков и предлагает им необходимые ресурсы и полномочия для решения серьезных вопросов.

"Своевременная" (Just-in-time) организация

Она не всегда активно готовится к надвигающимся переменам, но демонстрирует способность развернуться "на пятачке", не теряя из виду общую картину. Она может сохранить хороших сотрудников. Ее финансовые показатели в порядке, но ей так и не удается совершить рывок от хорошего к великому. Тем не менее, она вполне может быть стабильной компанией и интересным местом работы.

Военная организация

Часто ею руководит небольшая жесткая управленческая команда. Эта организация добивается успеха за счет силы воли своих руководителей. Она может разработать и воплотить великолепную стратегию, но управленцы среднего звена надолго в ней не задерживаются.

Ее основная проблема - подготовка к росту после того, как нынешние лидеры ее покинут. Молодые таланты в ней учатся "вприглядку", а менеджеры среднего звена уходят, чтобы пробовать свои силы где-то еще.

Пассивно-агрессивная организация

Кажется свободной от конфликтов - тут "все согласны, но ничего не меняется". Достичь согласия для проведения серьезных перемен - не проблема; но вот провести их трудно.

Неявное, но упорное сопротивление "на передовой" может свести на нет все усилия руководителей.

Линейные работники игнорируют мандаты из штаб-квартиры под девизом "И это пройдет". Руководство же продолжает жаловаться на невозможность "расшевелить это болото".

Разрозненная организация

Здесь работает множество мотивированных и талантливых людей, но они часто тянут компанию в разные стороны.

Если же им удается выбрать одно направление, они способны на стратегические прорывы, но у этой компании не хватает координации и порядка, чтобы повторять свои успехи.

Организация привлекает умных людей с предпринимательской жилкой обилием возможностей для разработки и воплощения идей. Но в результате может сложиться компания, едва сохраняющая над собой контроль.

Организация-переросток

Она переросла свою организационную модель и трещит по швам. Слишком большая и сложная для того, чтобы ее можно было контролировать небольшой командой руководителей, она все еще не "демократизировала" процесс принятия решений.

В результате значительная часть ее потенциала не используется. Власть централизована, а организация медленная и не может вовремя "повернуть". Такие компании постоянно упускают возможности и не могут воплотить свою стратегию.

Заорганизованная организация

Отягощенная множеством уровней управления, она страдает от "аналитического паралича". Когда она наконец делает шаг, то движется медленно и пассивно, часто используя возможности менее настойчиво, чем конкуренты.

Не видя леса за деревьями, ее менеджеры заняты проверкой друг друга, а не поиском новых возможностей или угроз. Такие бюрократичные организации отпугивают предпринимателей и ориентированных на результат работников.

*  *  *  *  *

Результаты исследования привели аналитиков к  грустному заключению: более 60% фирм соответствуют одному из четырех проблемных типов (пассивно-агрессивная, разрозненная, переросток или заорганизованная). А к какому типу Вы бы отнесли свою компанию?

Источник: Mindspace.ru (по материалам статьи "Семь типов корпоративной ДНК" (журнал "Секрет Фирмы"))


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!