В статье «10 глупейших ошибок, которые делают те, кто только что открыл свое дело» Стив Павлина, автор одного из самых популярных англоязычных сайтов личной эффективности, делится не только академическими знаниями, но и своим личным опытом частного предпринимателя. Так какие же самые глупые ошибки делают начинающие предприниматели?
1. Продаем не тем людям
«Конечно же, продавать – это главная задача любого предпринимателя, но это не означает, что вы должны навязывать свои товары или услуги всем встречным и поперечным, включая друзей и родственников. Вы просто теряете время, навязываясь тем, кому ваш продукт не нужен.
Не надо продавать всем подряд. Например, моя жена делает сайты для частных заказчиков. Путем проб и ошибок она определила, что если у клиента финансовые проблемы, или если он не знает, зачем ему нужен сайт, толка от сотрудничества с ним все равно не будет.
Отказывайте подобным потенциальным клиентам. Пусть ваши конкуренты мучаются с ними.
Так вы освободите себе время для поиска и работы с перспективными заказчиками.
Если кто-то проявил интерес к вашему бизнесу, это не значит, что вам надо хвататься за него мертвой хваткой».
2. Тратим слишком много денег
«Пока у вас не появится стабильный доход, не тратьте стартовый капитал без крайней необходимости. Свой первый бизнес-проект я начал со стартовым капиталом в 20 000 долларов, которые очень быстро разошлись, задолго до того как я понял, что стартовая модель бизнеса была ошибочной и все надо переделывать заново. Прежде, чем мой бизнес стал окупаться, я залез в серьезные долги.
Мой проект по созданию сайта личной эффективности я запустил со стартовым капиталом в 9 долларов. Я сознательно отказался от навороченных логотипов и броского веб-дизайна. Я просто оплатил домен. Все дальнейшие вложения в сайт я делал только из заработанных на нем денег».
3. Тратим слишком мало денег
«Однако тратить слишком мало денег – это тоже ошибка.
Необходимо покупать услуги профессионалов, которые могут сделать что-то лучше, чем вы, качественное оборудование.
Чтобы научиться находить золотую середину между слишком большими и слишком маленькими тратами, требуется время.
Поэтому начинающему предпринимателю будет крайне полезно обращаться за советами к более опытным людям.
Не стесняйтесь спрашивать и учиться на ошибках других».
4. Приукрашиваем действительность
«Многие начинающие предприниматели на деловых переговорах говорят о себе «мы». Нет ничего плохого в том, что вы – предприниматель-одиночка. Все равно правда рано или поздно всплывет на поверхность, и вы будете выглядеть глупо.
Если вы – начинающий предприниматель, честно признавайтесь в этом и оценивайте свои услуги или товар соответственно.
Многие считают, что они должны быть актерами, представлять несуществующий бизнес. Шила в мешке не утаить, вы сами себе сделаете хуже».
5. Верим в подписанные договора
«Я совершал эту ошибку так часто, что мне даже стыдно сказать, сколько раз. Я полагался на репутацию серьезных компаний.
Но если руководитель компании любого уровня захочет кинуть вас, он это легко сделает.
Судиться? Бесполезно. Остается только выкинуть все из головы и идти дальше.
Подписанный договор – это всего лишь лист бумаги.
Гарантировать оплату может лишь строительство отношений с клиентом. Если у вас плохие отношения с заказчиком, вас не спасет никакой договор. Цель договора – определить роли и обязанности сторон. Но только личные отношения гарантируют выполнение обязательств».
6. Идем против интуиции
«Интуиция играет огромную роль в бизнесе. Вы удивитесь, сколько многомиллионных сделок было одобрено или отклонено под влиянием внутреннего голоса лица, принимающего решение.
Если вы думаете, что логика – это язык бизнеса, вы глубоко ошибаетесь.
Если вы будете основывать все свои решения на чистой логике и игнорировать интуицию, вас ждут большие печали».
7. Стараемся выглядеть слишком официально
«Повторюсь еще раз – бизнес строится на личных отношениях. В некоторых случаях некоторый уровень официальности уместен, но чаще всего избыточная официальность только мешает.
Не стоит быть слишком формальным даже при первом контакте с потенциальным партнером по бизнесу.
Когда я получаю письмо, которое начинается словами «Уважаемый мистер Павлина», да если еще в длинном запутанном деловом предложении постоянно употребляется местоимение «мы», я сразу же выбрасываю такое письмо в мусор.
Официальность скушна, а любой человек хотел бы получать удовольствие от своей работы.
Если кто-то обращается ко мне как компьютеру, я и веду себя как компьютер – жму на клавишу «delete». Если же я вижу индивидуальность и хорошее чувство юмора, мне приятно ответить такому человеку».
8. Жертвуем своей индивидуальностью
«Когда я начал свой бизнес по созданию компьютерных игр, я очень старался вести себя «по-деловому»… что бы это ни значило.
С годами, по мере того как мой бизнес приносил все более стабильный доход, я стал позволять себе проявлять свою индивидуальность. И я заметил, что это только способствовало бизнесу».
9. Забываем создавать ценность
«Многие попадают в опасную ловушку, веря, что цель бизнеса – зарабатывать деньги. Истинная цель бизнеса – создавать ценность.
Можно сорвать какие-то быстрые деньги, не создавая уникальной ценности своего бизнеса, но в долгосрочном плане это не возможно.
Почему ваш бизнес существует? Потому что он представляет определенную ценность для вас и ваших клиентов.
Чем лучше вы понимаете, в чем эта ценность заключается, тем эффективнее вы сможете расставлять приоритеты в работе. Например, главной ценностью моего
бизнеса по созданию компьютерных игры было интеллектуальное развлечение. Главная ценность моего сайта – личностный рост».
10. Не умеем оптимизировать
«Хотя создание ценности жизненно важно для успешного бизнеса, наивно предполагать, что можно заниматься только этим, а все остальное сложится само собой. Можно создать бизнес, обладающий хорошей ценностью, но приносящий только убытки.
Будучи владельцем бизнеса, следует научиться производить ценность затратоэффективым образом.
В начале вы будете тратить слишком много времени, денег и сил, но это нормально.
Затем у вас сложиться более-менее эффективный
процесс выполнения работы. Но все равно не забывайте периодически критически оценивать и оптимизировать его».
Автор: Ирина Толмачёва